Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Российские власти «виртуально» продают заблокированные валютные резервы

The Insider

Российские власти начали «виртуально» продавать валюту из резервов: объемы средств, номинированных в валютах недружественных стран, начали сокращаться, невзирая на блокировку этих средств западными странами. Об этом свидетельствует статистика Фонда национального благосостояния (ФНБ), которую опубликовал Минфин.

Внимание на сокращение валютных позиций недружественных стран обратило издание VPost, которое называет такие продажи «виртуальными»: реального доступа у российских властей к этим средствам нет, однако они отчитываются так, будто смогли реализовать часть этих резервов на рынке и перевести в рубли. На 1 августа 2022 года объем ФНБ Минфин оценивал в 12,155 трлн рублей, или 9,1% прогнозируемого в текущем году ВВП страны.

За месяц российские резервы выросли на 1,38 трлн рублей, месяцем ранее Минфин оценивал объем ФНБ в 10,774 трлн рублей. При этом в долларовом выражении объемы снизились на $12,36 млрд и составили $198,26 млрд. Валютная корзина резервов на начало августа составляла: 50 млрд евро, 5,4 млрд фунтов стерлингов, 782,31 млрд японских иен, 309,72 млрд китайских юаней. При этом месяц назад на счетах ФНБ лежали 50,872 млрд евро, а на начало июня еще больше — 51,585 млрд. На 1 июля на счете ФНБ в фунтах стерлингов лежало 5,492 млрд, а также 797,2 млрд японских иен, 309,72 млрд китайских юаней, таким образом власти частично реализуют иностранную валюту из Фонда.

Также в российских резервах находится около 554,91 тонны золота и 256,6 млн руб. Кроме того, часть средств (528,94 млрд рублей) находится на депозитах ВЭБ.РФ, в облигациях иностранных государств — $3 млрд, еще 1,48 трлн рублей вложены в акции «Сбера», 65,54 млрд — в акции «Аэрофлота», 50 млрд — «Дом.РФ».

О «виртуальной» конвертации валютных резервов России ранее говорила и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Набиуллина утверждала, что этот метод не скажется на инфляции: речь шла о финансировании дефицита бюджета с помощью денежной эмиссии, выпущенной под заблокированные резервы. При этом глава ЦБ признавала, что реальной продажи валюты из резервов при «виртуальной конвертации» не происходит.