Действия российской таможни в отношении многослойных упаковок и фруктовых пюре могут привести к еще одному скачку цен на продуктовую продукцию. Такой вывод следует из обращения Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») к главе Миноэкономразвития Максиму Решетникову, пишет «Коммерсантъ».
Проблема связана с действиями Северо-Западной электронной таможни (СЗЭТ), которая внезапно решила подвести под российское продуктовое эмбарго фруктовые мякоти и пюре. Если раньше эта продукция классифицировалась таможней под кодом 2008 ТН ВЭД — «Фрукты, орехи, приготовленные или консервированные», то с сентября прошлого года новые партии все чаще стали получать «санкционный код» 0811 — «Фрукты и орехи, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке». Смена кода не позволяет производителям напитков импортировать пюре в Россию в соответствии с продэмбарго 2014 года.
Таможня объясняет смену кода импортной продукции отсутствием серьезной термической обработки: по мнению ведомства, фрукты и овощи принципиально не меняют своих качеств. Производители же настаивают, что спорные продукты были подвергнуты «бережной пастеризации» под давлением для сохранения своих свойств. Производители просили таможню о независимой экспертизе, однако им отказали.
Из-за действий таможни задерживается оформление товаров на сотни миллионов рублей. утверждают источники издания. При этом новые партии не спасут, так как будут снова классифицированы в качестве «санкционки». «Союзнапитки» настаивают, что если вопрос не решить, то производители рискуют потерять миллиарды рублей выручки, потребители — ассортимент, а государство — налоги в бюджет.
Более того, производители и так страдают из-за сокращения числа поставщиков после введения санкций против России за вторжение в Украину. Президент «Союзнапитков» Максим Новиков также отмечает, что действия таможни прямо противоречат заявлениям властей о сокращении административного давления на бизнес. Совокупность факторов может привести к дефициту напитков на российском рынке, что неизбежно отразится на ценах, отмечает он.
Причем помимо проблем с кодами пюре таможня начала давить на производителей из-за упаковки. Классификация многослойной упаковки из картона с внутренним слоем из полиэтилена и фольги, в том числе типа Pure-Pak, теперь проходит по другому коду, который облагается большей пошлиной при ввозе. Производители отмечают, что санкции и так взвинтили цены на упаковку и действия таможни могут только увеличить этот рост.
Невзирая на обещания властей снизить надзор за бизнесом в рамках жестких санкций, о проблемах с правоохранительными органами ранее заявили представители торговых сетей. Ретейлеры не могут не могут учесть суммы украденных товаров в качестве официальных расходов из-за бездействия полиции, которая не желает «портить себе статистику» нераскрытыми делами. Безответственность органов увеличивает налоговую нагрузку на торговые сети.