Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

В Казахстане не нашли доказательств причастности кыргызстанцев к протестам в Алматы

The Insider

В Казахстане не нашли доказательств причастности кыргызстанцев к протестам в Алматы. Об этом сообщает КазТАГ со ссылкой на Кыргызское телеграфное агентство (КирТАГ).

Руководитель аппарата омбудсмена Кыргызстана Аскат Азарбеков отметил, что многие граждане Кыргызстана находятся в Казахстане по работе и могли оказаться в эпицентре январских протестов из любопытства и без намерения принять участие в дестабилизации обстановки.

«При этом мы ни в коем случае не хотим оправдать наших граждан, если они действительно виновны в совершении преступлений. Но их прямая виновность или причастность к нарушениям законодательства Казахстана должны быть доказаны законным путем, а не с помощью пыток и истязаний», — подчеркнул Азарбеков.

В начале февраля в Алматы завели два уголовных дела после избиения кыргызстанцев Викрама Рузахунова и Чолпонбека Сыдыкова.

Пропавшего в Казахстане кыргызстанца Чолпонбека Сыдыкова нашли 19 января в больнице в Алматы. Он рассказал, что казахстанские силовики сломали ему ноги и ребра. В ночь на 9 января Сыдыкова задержали на трассе Алматы — Бишкек. Его избили, а затем отвезли в больницу в Алатауском районе Алматы, где его и нашли сотрудники генконсульства Кыргызстана.

«Сперва его задержали военные, потом передали полицейским, потом били, сломали две ноги, ребра, потом его отвезли в больницу, никакой информации не дали. Сегодня мы нашли его», — рассказал генконсул Кыргызстана в Алматы Назарали Арипов. На вопрос о том, кто избил Сыдыкова, Арипов ответил, что силовики, добавив, что не может сказать точнее.

«Мы поднялись по лестнице, затем нас провели в какой-то коридор. Там нас у стенки поставили и давай уже бить всех. Всех били. Там кричали мы все. Потом нас били с 10 утра, и в обед уже мои ноги сломали. Били кулаками, ногами, дубинками», — подтвердил информацию сам Сыдыков.

Также казахстанские силовики пытались выдать за иностранного наемника кыргызстанского музыканта Викрама Рузахунова. 9 января казахстанские гостелеканалы показали видео, в котором он рассказывает, что прилетел в страну для участия в протестах. По его словам, за это ему якобы заплатили $200, оплатили перелет и разместили в квартире в Алматы. Кыргызстанцы узнали в нем известного пианиста и рассказали об этом в соцсетях, информацию подтвердили его коллеги и родственники. После этого за Рузахунова вступились президент Кыргызстана Садыр Жапаров и глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.

10 января Рузахунов вернулся в Бишкек. В эфире Би-Би-Си музыкант рассказал, что его избили при задержании и он оговорил себя, чтобы быстрее вернуться домой.

Обновлено: Викрам Рузахунов рассказал, что оговорил себя, так как полицейские угрожали пытками и не оставили ему выбора. Музыкант приехал в Алматы по работе, а когда попытался покинуть город, машину с ним остановили у блокпоста.

«На блокпосту, поняв, что у меня кыргызстанский паспорт, мне немедленно приказали выйти. Тут же ударили железной дубинкой по голове. Затем вытащили все мои вещи, раскидали, начали обвинять в том, что их украл в Алматы, что я мародёр. Несмотря на то, что в моем телефоне были фотографии, где я с этими вещами, которые появились у меня задолго до моего приезда в Алматы, меня продолжали избивать», — утверждает Рузахунов.

В какой-то момент его отвел в сторону другой силовик и продолжил избивать. Он приказал Рузахунову сесть на колени и приставил оружие к его голове. Мужчину раздели, после чего, разрешив взять только куртку, отвели в сарай. В сарае, по его словам, помимо него находились около 30 человек. Позже их отвели в КПЗ, где продолжили пытки.

«Били ногами, кулаками, по лицу и голове, прикладами автоматов, железными цепями, наносили удары по голове, спине. Били также деревянной шваброй, пока она не разлетелась. Раздевали до трусов, клали на пол и пинали со всех сторон. По позвоночнику били прикладом автомата. Все делалось для того, чтобы мы признались в участии в беспорядках и мародерстве. После очередного избиения нас, пятерых граждан Кыргызстана, поставили перед видеокамерой и сказали: „Нам нужен один человек, который признает свою вину“. Тут же меня отводят в другую камеру и говорят: „Либо ты сейчас скажешь то, что надо, или мы продолжим тебя бить и не остановимся“. Они обещали депортировать меня на самолете домой. Я согласился. Мне рассказали сценарий, я его выучил».