Госдепартамент США принял решение об эвакуации членов семей дипломатов из посольства в Киеве. Вывезти дипломатов решили и некоторые страны ЕС, Великобритания и Австралия. Министерство иностранных дел Германии заявило, что оплатит билеты родственникам дипломатов, которые захотят покинуть территорию Украины.
Одновременно The New York Times сообщила, что уже на этой неделе президент США Джо Байден примет решение о размещении на территории Восточной Европы и Прибалтики до 50 тысяч американских солдат, авиации и флота. Истребители для патрулирования стран Прибалтики отправят Дания, Испания и Нидерланды. И эвакуация дипломатов, и переброска солдат являются следствием растущих опасений по поводу российского вторжения в Украину. Действительно ли это новое обострение конфликта США и России, и может ли Украина стать территорией, на которой конфликт перерастет в военное столкновение, The Insider рассказал эксперт по оборонной политике и ВПК Павел Лузин.
По словам Лузина, вывоз дипломатов больше похож на диалог, чем на ответ реальной угрозе. «Это похоже на своеобразный способ коммуникации как с Россией («мы принимаем ваши угрозы всерьез»), так и с Украиной («ваше положение не блестящее, не делайте резких движений, не провоцируйте и не поддавайтесь на провокации — мы вас будем поддерживать политически, но мы не будем вас защищать, не питайте иллюзий»)», — считает Лузин.
По его мнению, прямого столкновения России и США на нынешнем этапе не будет, поскольку стороны сохраняют контроль над ситуацией и избегают инцидентов. Кроме того, Лузин не считает, что будет полноценное военное вторжение России в Украину.
«Это не значит, что в каком-то неопределенном будущем прямое столкновение России и НАТО невозможно, но сейчас я не вижу к нему предпосылок, — подчеркнул Лузин. — Даже для полноценного российского военного вторжения в Украину далеко за пределы линии разграничения на Донбассе сегодня нет условий. Максимум – это перевод нашего присутствия в ДНР/ЛНР из скрытого в открытое под видом «гуманитарной операции», например, а также некоторое огневое давление на украинские вооруженные силы вдоль линии разграничения под предлогом защиты российских граждан Донбасса».
Переброска дополнительных сил НАТО в Восточную Европу — это ответ на военные учения России в Беларуси, считает Лузин. Страны Балтии и Польша, восточный фланг альянса, нервничают — такое усиление призвано их успокоить. Это решение было принято именно как страховочная мера.
«Там пока больше декларации готовности это сделать, чем реальных действий, — резюмирует Лузин. — В любом случае — это такая страховка и мера по успокоению, в первую очередь, стран Балтии и Польши — в конце концов, российские войска сейчас прибывают на учения в Беларусь. Что касается десятикратного увеличения — это пока представляется слишком сильной абстракцией. Все-таки 10000-50000 человек — слишком большой разброс. Из реального: в НАТО последние года три существует план по увеличению возможностей для оперативного развертывания сил альянса «Четыре по тридцать» («Four Thirties»). Он предполагает, что союзники все вместе должны быть способны направить в распоряжение альянса 30 батальонов (до 1000 человек в каждом), 30 эскадрилий и 30 боевых кораблей в течение 30 дней. Вот из этого предела пока и надо исходить. Разумеется, общие вооруженные силы альянса гораздо больше, но без прямого нападения на одного из членов альянса они не могут быть задействованы».