Правозащитный центр «Мемориал», фонд «Общественный вердикт» и общественная организация «Открытая Россия» призвали прекратить использовать обыски для давления на граждан и внести в уголовно-процессуальный кодекс изменения, «препятствующие злоупотреблениям следователя». Соответствующее письмо опубликовано на сайте «Мемориала».
Правозащитники отметили, что УПК позволяет проводить обыск без разрешения суда только в исключительных случаях. По мнению авторов письма, суды не вдаются в детали дела и «штампуют» постановления на обыски.
Также отмечается, что следователи часто игнорируют требования УПК и не допускают на обыск адвокатов, изымают технику, не имеющую отношения к делу, а в качестве понятых привлекают знакомых и практикантов.
Правозащитники связали заявление в связи с самоубийством нижегородской журналистки Ирины Славиной, которая подожгла себя у здания МВД на следующий день после обыска по делу о «нежелательной организации».
«Сейчас обыски используются властями не только как средство давления и на оппозицию, и на людей, не имеющих к политике никакого отношения.
К свидетелям — а тут очень важно подчеркнуть разницу между свидетелем и обвиняемым — приходят ночью или в 6 утра, изымают всю технику, приводят своих понятых, ведут себя максимально грубо. Я сама пережила все это летом, когда ко мне пришли на рассвете по делу ЮКОСа.
Сейчас мы вместе с «Мемориалом» и «Общественным вердиктом» собираем группу правозащитников, адвокатов, юристов и политиков, чтобы выработать максимально полный перечень требований. Нашими адресатами будут и Верховный Суд, и Государственная Дума, и многие другие институты власти, которые имеют отношение к порочной практике, которая сложилась сейчас. В том числе и те, кто несет ответственность за то, что произошло с Ириной. Ее гибель не должны быть напрасной. В память о ней мы должны добиваться изменений, которые бы исключили тот кошмар, который пережила Ирина накануне своей трагической гибели», — отметила в разговоре с The Insider координатор «Открытой России» Татьяна Усманова.