Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Все протоколы, составленные за сотрудничество с нежелательными организациями, незаконны» — юрист

The Insider

Юрист Александр Широков обратил внимание на нарушения в протоколах, которые были составлены по ст. УК 284.1 (о нежелательных организациях). В частности, по этой статье проходит Анастасия Шевченко за сотрудничество с зарегистрированной в Великобритании организацией «Открытая Россия».

Как выяснил юрист, подобные протоколы может составлять только Минюст. «Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП, составлять протоколы по статье за сотрудничество с нежелательными организациями могут только «должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций». Иными словами, это Минюст. И все», — утверждает юрист.

В то же время Широков подчеркнул, что в России нет ни одного протокола по этой статье, составленного Минюстом, а при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не могут подменять иные государственные органы.

«Это означает, что все дела по уголовной статье 284.1 — о многократном сотрудничестве с нежелательной организацией — построены на песке. Они возбуждались на основе двух и более протоколов (вернее, прокурорских постановлений, протоколы шли бы от Минюста), и эти акты весьма далеки от закона».

«Насколько я знаю, на то, что я написал, никто раньше не указывал. Но и сами суды в такие дебри права не углублялись. В ЕСПЧ это должно быть одним из оснований для удовлетворения жалоб, но при этом КоАП не устанавливает ограничений по срокам обжалования вступивших в силу постановлений, так что по этим основаниям можно пересмотреть вынесенные раннее постановления по ст. 20.33, подав жалобы на имя председателем судов субъектов РФ», — отметил юрист.

Обновлено: координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников в то же время утверждает, что прокуратура имеет право возбуждать дела по 20.33 со ссылкой на статью 28.3 КоАП РФ:

4) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.34, статьей 20.33 настоящего Кодекса.

В свою очередь, Широков настаивает на том, что таким правом обладает только Минюст: «Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, к компетенции которых относится составление протоколов по ст. 20.33 КоАП согласно ст. 28.3 КоАП - это, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705 - сотрудники Минюста. Полномочия прокуроров по делам об административных правонарушениях - это следующая статья, в связи с чем позиция Алексея Прянишникова, связанная со ссылкой на ст. 28.3 КоАП, является заблуждением».

21 января в отношении члена совета движения «Открытая Россия» Анастасии Шевченко было заведено уголовное дело по статье за деятельность нежелательной организации. Это стало первым случаем уголовного преследования по этой статье в России.

Шевченко обвиняют в том, что она координировала дебаты движения в Таганроге и организовала «собрание-лекцию» перед выборами в ростовское заксобрание.

С 23 января Шевченко находится под домашним арестом. 31 января у нее умерла дочь.