Суд во Владивостоке оштрафовал компанию «Афалина» на 28,1 млн рублей за незаконный отлов косаток, которые находятся в «китовой тюрьме». Это последний отловщик, оштрафованный по этому делу. Ранее суд по делу о «китовой тюрьме» оштрафовал еще три компании — ООО «Сочинский дельфинарий» на 37,6 млн рублей, компанию «Океанариум ДВ» на 56,4 млн рублей и ООО «Белый кит» на 28 млн рублей. В «китовой тюрьме» в бухте Средняя содержались 11 косаток и 90 белух. 20 июня, во время «прямой линии» с Владимиром Путиным, их начали вывозить в Охотское море, чтобы выпустить на месте отлова.
Руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын рассказал The Insider, что сумма штрафов, которые суд обязал выплатить, сильно занижены, а способ транспортировки животных ставит их под угрозу, при этом компании, выловившие косаток, получат от государства большие суммы денег на их транспортировку.
Мы, конечно, довольны решениями судов по этому делу. Единственное, мы считаем, что суммы штрафов заниженные, то есть слишком маленькие. 87 статья КоАП, по которой компании привлечены к ответственности, предусматривает штрафные санкции, которые исчисляются исходя из рыночной стоимости незаконно выловленных биоресурсов, в данном случае косаток. Рыночная стоимость их, конечно же, - это не те суммы, которые указаны в решении суда, при том что он постановил взыскать эти штрафы в размере двойной рыночной стоимости. Рыночную стоимость этих косаток обозначил президент на «прямой линии». Он сказал, что стоимость десяти косаток — $100 млн. Понятно, что это совершенно не сопоставимые цифры с теми суммами, которые были взысканы судом с этих компаний.
Но, тем не менее, правильно, что компании наказаны. Думаю, что это послужит хорошим уроком и им, и всем остальным. Для того, чтобы подобные истории не повторялись, самым правильным решением будет запрет вылова морских млекопитающих в культурно-просветительских целях, о чем сказал вице-премьер Алексей Гордеев на «прямой линии» с президентом. Если этот запрет действительно будет принят в законе о рыболовстве, то будет очень мало шансов, что совсем без всяких разрешений, незаконно будут отлавливать животных.
Что касается выпуска, то он проходит без участия каких-либо наблюдателей со стороны общественности и независимых институтов. Полностью все контролирует ВНИРО, а подрядчиками по транспортировке и подготовке животных к выпуску являются компании-отловщики. Мы считаем это неправильным, потому что есть очень большая опасность злоупотреблений и небрежного отношения к этим животным, которые могут просто не выдержать транспортировки. И потом, сама схема транспортировки очень сложная и очень травмоопасная для животных <косаток и белух доставят по суше на автомобилях и затем по реке - The Insider>. Директор ВНИРО Кирилл Колончин в интервью заявил, что такая сложная схема выбрана потому, что перевозка морским транспортом может привезти к укачиванию животных и к тому, что они могут захлебнуться. Но сами же отловщики перевозили их морским транспортом на небольшом судне, которое очень сильно подвержено качке. При том, что мы предлагали вариант использования крупной баржи, на которую погрузили бы все контейнеры со всеми животными. Чем крупнее судно, тем меньше оно страдает от качки, и в данном случае крупная баржа вполне могла бы перевезти этих животных.
Мы не знаем, в чем причина выбора такого сложного пути. Подозреваем, что в том, чтобы отловщики могли хотя бы частично получить какие-то деньги, потому что разыграны конкурсы 19 июня, и подрядчиками выбраны именно эти компании. Общая стоимость конкурсов по тем животным, которых сейчас перевозят, — 38 млн рублей.