Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Незалежность от ископаемых. Эксперты о запрете вывоза угля и нефти из России в Украину

The Insider

Россия запретила экспортировать в Украину уголь, нефть и нефтепродукты. С 1 июня эти и ряд других товаров в Украину можно будет ввозить только при наличии специального разрешения. The Insider попросил главного директора по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов» Алексея Громова и эксперта киевского Института энергетических исследований Юрия Корольчука оценить, насколько серьезной проблемой станет этот запрет для украинской экономики.

Алексей Громов:

Этот запрет Америку не открывает. Нельзя сказать, что Украина теперь не сможет получать российские нефтепродукты, и это как-то остановит ее предприятия, замедлит развитие экономики и прочее подобное. В последние годы объем легального экспорта российских углеводородов на территорию Украины сокращался, и все больше работали серые схемы из Белоруссии, по которым Украина получала российские же жидкие углеводороды в обход прямых поставок. Это был, кстати, один из предметов напряженных переговоров между российским и белорусским лидерами в течение нескольких последних официальных встреч. Основная проблема там такова: если Россия сумеет договориться с белорусскими партнерами, что этот канал серого импорта будет реально полностью перекрыт, то тогда да, украинская экономика может получить весьма негативные последствия.

Юрий Корольчук:

Что касается нефти, то поставки в Украину из России — это очень малая доля рынка. Но если говорить про нефтепродукты и уголь, то это очень существенные объемы. Это 21 млн тонн угля, в том числе 15 млн тонн коксующегося угля, который используется в металлургии, и это может создать большие проблемы для отрасли. И еще 4 млн тонн угля для тепловых электростанций. Тоже очень ощутимые объемы.

Если прекратятся поставки угля, будут остановлены электростанции и могут начаться веерные отключения электроэнергии. При этом уголь из России поступает не только в пограничные регионы, но и в центральную Украину. Дефицит угля может оказаться весьма ощутимым.

Еще более реальной проблемой может стать прекращение поставок нефтепродуктов. Из 10 миллионов тонн Украина восемь миллионов покупает в России, то есть на 80% мы зависим от поставок из России. В основном это дизельное топливо и бензин. Отдельно стоит пропан-бутан, там тоже есть зависимость от России, но дизель и бензин — это главная проблема.

Нефтепродукты поставляются также из Беларуси, но думаю, что Минск будет действовать согласованно с Москвой.

Надо понимать, что прямого запрета на поставки не вводится, правительство России будет выдавать разрешения на поставки. Возможно, мы и не увидим никаких проблем, но в любой момент они могут возникнуть.

В случае прекращения поставок критический объем, который Украине не удастся заместить в течение ближайшего года, это около двух миллионов тонн нефтепродуктов. То есть украинские компании, которые покупают топливо в России, бросятся на рынок Беларуси, там этого объема точно не будет, бросятся на рынок Польши и Литвы, там тоже таких объемов нет. Даже если какие-то объемы удастся найти, то стоить эти нефтепродукты будут дороже, и это сразу же создаст панику на украинском рынке, спровоцирует рост цен на АЗС.

Если рассматривать наиболее апокалиптический сценарий, когда из России не поступает больше ничего, в таком случае вообще трудно что-то комментировать.

Если рассматривать наиболее апокалиптический сценарий, в таком случае вообще трудно что-то комментировать

Вообще сохраняющаяся зависимость Украины от российских поставок лично у меня вызывает горькую ухмылку. Пять лет сохраняется такая ситуация. Другой вопрос, что в принципе ничего нельзя было сделать, поскольку рынок очень сегментирован, есть конкретные производители и конкретные потребители. Это же не так, что где-то лежит себе сто миллионов тонн угля, и можно в любой момент их купить. Никто не будет добывать «про запас», это разрушит бизнес-логику.

На самом деле все эти пять лет, когда много говорилось, что надо сокращать зависимость от России, было понятно, что Порошенко или кто-то другой — независимо от отношения к ним — не могли ничего сделать.

Сегодняшнее решение России носит скорее экономическую подоплеку. У вас сейчас тоже есть проблемы на внутреннем рынке, и правительство хочет эту ситуацию урегулировать. Одновременно у вас много говорится и об уходе на другие рынки — европейские и азиатские. В этом нет ничего плохого, страна сама определяет свою логику, но очевидно, что Украина может стать жертвой таких изменений.

В конечном счете, естественно, все упирается в политику. Сегодняшнее решение — это такое резюме последних пяти лет российско-украинских отношений. Некому вести переговоры о сотрудничестве в этой отрасли, потому что никаких переговоров между правительствами нет, все эти вопросы по мере сил и возможностей решает бизнес.

Между тем мне не кажется, что это чисто политическое решение, даже учитывая, что о нем было объявлено за три дня до второго тура выборов в Украине. Я не думаю, что это некий сигнал новому президенту Украины, это все-таки решение, принятое правительством. И я не думаю, что сейчас вдруг прекратятся все поставки. Надеюсь, что будут выдаваться разрешения, возможно, несколько изменится схема работы.

При этом нельзя не признать — и сегодня мы увидели очередное подтверждение того, что конфликт Украины и России существует. Его не удалось заморозить, и он остается в активной фазе. У нас продолжается активная фаза конфликта — экономического, политического и военного.  Наверное, надо его заканчивать, но об этом мы можем только «поразмышлять».