Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Эксперт: «Boeing де-факто попал под санкции и несет огромные убытки, но сможет решить проблемы с безопасностью 737 MAX»

The Insider

После катастроф Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии полеты этих воздушных судов приостановлены практически по всему миру, ряд стран также запретил их полеты над своей территорией. США приостанавливать полеты отказались. Генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко  рассказал The Insider о том, почему нынешняя ситуация с полетами Boeing 737 MAX является беспрецедентной и как американская компания будет решать возникшие проблемы. 

Приостановка полетов определенных типов воздушных судов после катастроф происходит нередко, но сейчас впервые на моей памяти происходит массовое закрытие воздушного пространства не из-за ведения боевых действий, а из-за сомнений в безопасности данного воздушного судна. Воздушное пространство для самолетов Boeing 737 MAX закрыли Евросоюз, Великобритания и Австралия. Именно Австралия сделала это первой, объявив, что полеты Boeing 737 MAX запрещены над всей территорией страны.

Примечательно, что все эти государства - союзники США - фактически применили санкции в отношении американской компании. Можно посмеяться, что без вмешательства России в отношении США применены санкции.

США отказались приостанавливать полеты 737 МАХ по ряду причин. Во-первых, давайте смотреть правде в глаза - Boeing производит надежные самолеты. И пока не доказано, что эти две катастрофы имеют одинаковую причину, рано спешить с выводами.

Кроме того, сертификат типа на данное воздушное судно выдавался Федеральным управлением гражданской авиации США. И вряд ли то же управление будет вводить какие-то ограничительные меры, потому что тогда придется признать, что сертификат был выдан опрометчиво.

Надо иметь в виду, что любая катастрофа и дальнейшее расследование ее причин всегда приводят к изменениям в гражданской авиации - более или менее значительным.

Впервые в истории полеты гражданских самолетов были приостановлены в 1954 году. В 1953 году практически одна за другой произошли две катастрофы британских самолетов Comet фирмы de Havilland. Расследование не установило причины катастроф, а авиакомпания не стала приостанавливать полеты, поскольку не сочла эксплуатацию опасной. В 1954 году произошли еще две катастрофы, и тогда уже полеты были приостановлены, а расследование возобновлено.

В ходе расследования выяснилось, что причиной катастроф стала прямоугольная форма иллюминаторов, из-за которой возникала огромная нагрузка на фюзеляж, и он просто не выдерживал ее. После этого форма иллюминаторов была изменена и приближена к той, которую мы видим на сегодняшних воздушных судах.

Также после тех четырех катастроф и масштабного расследования начали записываться переговоры диспетчеров с пилотами и фиксироваться параметры полетов, то есть появились те самые черные ящики, без которых невозможно себе представить сегодняшнюю авиацию.

По результатам расследования катастроф Boeing 737 MAX, естественно, тоже будет сделаны выводы. Пока мы знаем, что Boeing не поставил в известность эксплуатантов новых самолетов о том, что в программное обеспечение были внесены изменения. Уже после крушения самолета авиакомпании Lion Air в Индонезии Boeing заявил, что внесет изменения в руководство по производству полетов и обучение пилотов.

Если говорить о статистике, получается, что сейчас у Boeing 373 MAX две потери на 350 выпущенных самолетов. Это довольно много, но пока эта статистика от лукавого, и через несколько лет она, конечно, изменится в другую сторону. Я более чем уверен, что Boeing решит нынешние проблемы, как и обещает, до апреля. Потери компании и так уже огромны - акции упали на шесть процентов, а это миллиарды долларов. При этом количество заказов на Boeing 737 MAX приближается к пяти тысячам при стоимости одного самолета более $120 млн. То есть понятно, что стоит на кону.