Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Лев Пономарев: «ФСБ стала главной политической силой, а я ее оппонент. За это меня и наказывают»

The Insider

Правозащитное движение «За права человека» вновь признали «иностранным агентом». В декабре 2014 года организацию уже вносили в этот список, но год спустя исключили. О том, с чем может быть связано это решение и что ждет теперь организацию, The Insider поговорил с основателем движения, правозащитником Львом Пономаревым.

Я не буду оспаривать это решение, потому что это бессмысленно. Закон так написан, что даже если ты один доллар получаешь из-за границы, и при этом ведешь активную деятельность, — ты уже иностранный агент.

Движение существовало все это время за счет президентских грантов, я не хотел получать иностранное финансирование. Это связано с тем, что я много работаю в регионах с чиновниками, у меня эксперты по всей стране и немного такая народная правозащитная организация. И, конечно, я боюсь, что если я буду получать иностранное финансирование, возможности людей, с которыми я сотрудничаю в регионах, будут ограничены.

У многих чиновников сейчас все-таки хорошее отношение ко мне, и, думаю, оно сохранится. Поскольку нормальные люди есть и во власти, и они оценивают положительно то, что я делаю. Я буду пытаться сохранить организацию и искать для этого финансирование.

Я думаю, что решение внести движение в этот список связано еще и с тем, что я стал одним из наиболее заметных критиков ФСБ. Я высказываюсь в защиту фигурантов дела «Сети», «Нового величия» и довольно много выступаю с требованием расследовать пытки.

Недавно Совет по правам человека встречался с Владимиром Путиным, и там Михаил Федотов [председатель СПЧ] прямо заявил о том, что люди в Питере жалуются на пытки, а расследования пыток не проводятся. Путин спросил: «Почему не проводятся?» А Федотов ему говорит: «Потому что боятся!» И Путин говорит ему на это: «Надо расследовать».

Впервые такой разговор произошел в стране, когда советник президента Федотов говорит президенту, что расследовать пытки боятся. Я считаю своей заслугой в каком-то смысле, что этот диалог произошел, потому что я подавал документы Федотову, ездил туда и много говорил об этом.

Вообще страна сейчас находится в плачевном положении, потому что ФСБ стала главной политической силой. И я довольно заметный оппонент ее, вот за это меня и наказывают.