Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Адвокат Николай Полозов: Россия совершает военное преступление в отношении украинских моряков

The Insider

Спустя двое суток после ареста задержанных в Керченском проливе украинских моряков появились слухи о том, что их перевели в московское СИЗО «Лефортово». Адвокат Николай Полозов, который будет защищать одного из моряков – капитана 2-го ранга с  корабля «Бердянск» Дениса Гриценко – рассказал The Insider о том, что известно о судьбе задержанных и условиях их содержания на данный момент. 

Информация о переводе украинских военнопленных в СИЗО «Лефортово» в Москве пока не подтвердилась, это остается в области слухов и домыслов. Тут надо понимать особенности работы симферопольского СИЗО. Я два года подряд ходил туда, когда защищал Ахтема Чийгоза [заместитель председателя меджлиса крымскотатарского народа, приговоренный в России к восьми годам колонии. – Ред.]. Сегодня четверг – так называемая «наркология», проводится освидетельствование заключенных. Изолятор работает полдня, к вечеру там сидит больше тысячи человек, которые занимают очередь чуть ли не с утра, то есть попадают к своим подзащитным в лучшем случае десять адвокатов за весь день.

Я принял поручение на защиту капитана 2-го ранга с корабля «Бердянск» Дениса Гриценко. Сейчас в первую очередь необходимо наладить логистику взаимодействия украинских властей и украинского общества с адвокатами, которые работают с военнопленными в Крыму. Это потребует времени, но в начале следующей недели я увижу своего подзащитного, где бы он ни был. Если он в Крыму – увидимся в Крыму, если его переведут в Москву – значит, увидимся в Москве.

Пока очень сложно говорить о подсудности данного дела. С точки зрения международного права и позиции украинского государства, задержанные моряки являются военнопленными, и все эти обстоятельства регулируются Женевской конвенцией о военнопленных. Российская Федерация считает, что это «обыкновенные» криминальные преступники, бытовые уголовники, дела которых должны рассматриваться в обычных гражданских судах, поэтому на данный момент речь идет об уголовном преследовании в общем порядке.

Пока еще должно пройти следствие, а если не будет принято никаких политических решений, это может занять несколько месяцев, после чего суд в России может установить подсудность по своему усмотрению. По территориальной подсудности это должен быть Керченский городской суд.

Важно понимать, что точки зрения все того же международного права Россия в отношении этих моряков продолжает осуществлять военное преступление, нарушая конвенцию. По большому счету, это дело подсудно уже международному военному трибуналу. И мы уже видим определенные политические последствия – Дональд Трамп отменил встречу с Путиным. Думаю, что политическая реакция других западных стран не заставит себя ждать. Здесь больше вопросов к Кремлю: зачем настолько повышать ставки и настолько обострять ситуацию. Видимо, какая-то логика процесса в этом присутствует.

У нас есть информация о том, что к морякам применялось физическое насилие при задержании, их избивали. Мы не знаем достоверно, каким образом оказывалось давление на тех моряков, которые зачитали перед суфлером свидетельские показания, опубликованные ФСБ. Мы должны помнить, что доступ адвокатов к задержанным был серьезно ограничен и ограничивается до сих пор. Я совершенно убежден, что на них оказывается психологическое давление с целью разобщить, заставить дать показания друг на друга, максимально облегчить работу следствия. Это мое личное заключение, основанное на опыте работы ФСБ.

Была информация и о том, что накануне судов ФСБ оказывала давление и на адвокатское сообщество в Крыму. Несмотря на это, удалось достаточно быстро организовать работу защитников, там есть адвокаты с опытом работы в политических делах, многие из них защищают крымских татар – граждан Украины.

Какую-то материальную помощь морякам пытаются оказывать на месте. В Крыму достаточно серьезное сообщество активистов, многие из них – крымские татары, которые, имея опыт поддержки своих соотечественников, смогли быстро организовать сбор вещей и денег, пытаются передавать собранное в СИЗО. Интересная деталь: когда заключенные в симферопольском СИЗО узнали, что туда перемещают украинских моряков, они собрали свой нехитрый паек – чай, сахар, сигареты – и передали им.

Мы знаем, что некоторые из задержанных моряков – крымчане. Конечно, мы понимаем, что значительная часть жителей Крыма разделяет позицию, которую им транслирует телевизор, поскольку пропаганда работает. Но важно акцентировать внимание на том, что даже в жестких условиях оккупации находятся неравнодушные люди, которые оказывают посильную помощь этим ребятам.