Против адвоката Михаила Беньяша, избитого после акции 9 сентября в Краснодаре, возбудили второе уголовное дело о воспрепятствовании осуществлению правосудия.
По версии следствия, 6 мая на рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении активистки, которую защищал Беньяш, он «неоднократно перебивал, давал указания, высказывал требования и возражения против решений судьи, о чем ему делались замечания, на которые адвокат не реагировал и продолжал нарушать установленный порядок судебного процесса». После этого полицейские вывели его из зала. После этого он попытался вернуться в зал судебного заседания.
Как пояснял Беньяш «Новой газете» сразу после инцидента, вместе с ним в суд пришли несколько человек, которых отказались пускать в здание на основании того, что это режимный объект. Адвокат заявил ходатайство о том, чтобы они прошли, но судья отклонил его и попросил пристава вывести Беньяша из зала суда.
«Я отказался уходить, тогда меня взяли на руки и выкинули в коридор. Когда я попытался вернуться в зал, меня опять подняли в воздух и вышвырнули в фойе. Меня бросили спиной вперед, в полете я задел металлоискатель, который упал мне на ногу и повредил ее. Сейчас меня отправили на рентген в больницу», — рассказывал адвокат.
Следственная оперативная группа начала проверку по статье «умышленное повреждение имущества», то есть того самого металлоискателя.
23 сентября стало известно, что против Беньяша возбудили уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти. По версии следствия, 9 сентября после задержания адвокат «применил к сотрудникам полиции насилие, схватив и укусив одного за руку и нанеся не менее трех ударов локтем в область лица другому».
Сам Беньяш утверждает, что в тот день по дороге в отдел его избили. На фотографиях, сделанных его защитником Алексеем Аванесяном, видны следы побоев на лице и руках. Беньяш рассказал «Свободным Медиа», что несколько человек в гражданском затащили его в машину. Внутри его пытались душить, чтобы отобрать телефон, заковали в наручники и отвезли в отдел полиции. Там к нему не пускали адвоката и не давали ознакомиться с протоколами. Дважды ему требовалась скорая помощь.
В скорой Беньяшу диагностировали травматический отит. Он получил травму из-за того, что сотрудник полиции ударил его по голове в область уха.
Сами полицейские ранее утверждали, что Беньяш добровольно сел в машину силовиков, чтобы доехать до отдела для составления протокола. Однако на парковке отдела полиции он якобы стал наносить себе повреждения, биться головой об стекло автомобиля и выбивать двери машины, пытаясь сбежать. На требования прекратить эти действия Беньяш ответил отказом, что и стало поводом для протокола по статье 19.3 КоАП.
Председатель комиссии по защите профессиональных прав Федеральной палаты адвокатов Генри Резник пояснил The Insider, что видит серьезные нарушения в рассмотрении дела Беньяша: «Мы не можем исходить из позиции, что если человек адвокат, то он всегда прав, как и они не могут исходить из позиции, что всегда прав полицейский. Но у меня, в частности, к рассмотрению административного дела очень много претензий. Судебное рассмотрение предположительного нарушения законодательства о митингах продемонстрировало полное пренебрежение стороной защиты. Все ходатайства адвокатов, которые там заявлялись, отклонялись, даже те, которые явно сами собой напрашивались и не могли быть расценены как попытка затянуть дело».
Однако, по мнению Резника, пока этого недостаточно, чтобы вмешаться в ситуацию. «Если появятся данные о нарушении закона при расследовании, мы будем на это реагировать, привлекать к этому внимание общественности и вышестоящих инстанций.», - пообещал он.