Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Сказано - сделано. 5 примеров того, как после объявления о «провокациях» Сирия применяла химоружие

Ива Цой

28 августа в Минобороны РФ заявили о том, что спасатели «Белых касок» якобы доставили большую партию отравляющих веществ в сирийский город Саракиб на склад, используемый группировкой «Ахрар Аш-Шам». За два дня до этого генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что «провокация» с применением химического оружия планируется в ближайшие два дня в городе Кафер-Зайта. После инсценировки, по его словам, «ряженые спасатели „Белых касок“ собираются снять сюжеты для ближневосточных и англоязычных СМИ».

В США к предупреждениям России отнеслись с осторожностью и заявили, что готовы ответить на применение химического оружия в Сирии. Западу есть чего опасаться, ведь за последние два года «предсказания» сирийского и российского военных ведомств о готовящейся химатаке сбывались довольно часто, причем иногда их осуществляли не «террористы», как говорила Россия, а само сирийское правительство. The Insider вспомнил пять случаев, когда заявления минобороны использовались для прикрытия химатак на оппозицию и мирных жителей.

4 апреля 2017 года в Хан-Шейхуне в провинции Идлиб произошла одна из самых страшных химатак в сирийской истории. По данным местного минздрава, погибли по меньшей мере 72 человека, пострадали более 557. Нападение было осуществлено предположительно с помощью зарина. Примерно за месяц до этого представитель сирийского минобороны выступил с заявлением о возможных провокациях в этом районе с применением химического оружия. Представитель министерства рассказал, что им поступили разведданные о том, что боевикам пришла партия нервно-паралитического газа.

С 1 июля по 20 июля в пригороде Дамаска произошло сразу несколько атак с применением хлора. Этому предшествовало заявление президента России Владимира Путина 2 июня на ПМЭФ о том, что Россия обнародовала информацию о планах «определенных сил» повторить химатаки в Сирии «недалеко от Дамаска».

25 февраля 2018 года в Минобороны сообщили, что лидеры вооруженных формирований в Восточной Гуте готовят провокацию с применением отравляющих веществ, чтобы обвинить правительственные силы в использовании химического оружия против мирного населения. 26 февраля в Думе случилась очередная химатака, в которой пострадали 13 человек и погиб один ребенок.

2 марта генерал-майор Юрий Евтушенко заявил, что боевики в Восточной Гуте готовят новую провокацию с отравляющими веществами. 17 марта о новых химатаках в Сирии предупредил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-полковник Сергей Рудской. 24 марта сирийские солдаты выпустили боеприпасы с хлором близ города Хамурия. В результате пострадали около 30 человек, включая женщин, детей и двух спасателей. Этому предшествовало большое количество сообщений о химатаках вблизи того же города, причем все они отрицались Минобороны РФ.

6 апреля Евтушенко сообщил, что боевики террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России) и «Сирийской свободной армией» готовят химические атаки в контролируемых ими районами с применением хлора. По его словам, они планируют подорвать «кустарные химбоеприпасы», которые начинены хлорсодержащим веществом. Евтушенко сказал, что атака может произойти​ в том числе в районе Эль-Баляд города Дераа. О планах боевиков совершить химатаку в Сирии также заявлял Путин 4 апреля. 7 апреля произошла химатака в сирийской Думе. Погибли около 70 человек.

Добавим, что есть случаи, когда российские СМИ сообщали о «провокации» с химоружием уже после того, как в этом районе была проведена настоящая химатака и «Белые каски» снимали сюжет о ней.