Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Экономика

Лагер для Нарышкина. Почему «ушедшее из России» литовское пиво продается в Москве и при чем тут Служба внешней разведки

Пиво не входит в число санкционных товаров, но многие европейские производители в знак солидарности с Украиной пообещали уйти с российского рынка. Сделал это и производитель литовского пива Volfas Engelman, но, как выяснил The Insider, обещание не сдержал. Более того, в рамках госзаказа литовское пиво закупает СВР.

Видеоверсия.

Это расследование подготовлено совместно с Siena/OCCRP

На прилавках российских супермаркетов мало настоящего импортного пива. Одно из немногих — производства литовской компании Volfas Engelman. Эта компания из Каунаса входит в финскую группу Olvi. После полномасштабного вторжения российских войск в Украину Olvi пообещала приостановить экспорт продукции в Россию. Спустя год The Insider проверил: Volfas до сих пор на прилавках Москвы и других регионов.

В апреле 2023 года в столичных магазинах продавалось пиво Volfas, произведенное в ноябре 2022-го. То есть уже спустя 8 месяцев после обещания Olvi уйти из России.

В «Пятёрочку» литовское пиво поставляет ООО «ЛСВ Трейд». Изначально его учредителем был гражданин Литвы Линас Моцкунас, затем контроль над фирмой перешел россиянину Дмитрию Кононенко. Но «ЛСВ Трейд» не единственный импортер Volfas. Как следует из данных ImportGenius, после февраля прошлого года в Россию литовское пиво также ввозили компании «Пинтаклаб», «Интербир», «Русбир 2006», «Сомелье», «МТМ-Сервис» и «Люкат-Пекарни». ООО «Пинтаклаб» выступает поставщиком алкоголя для ФКП «Ясень». Это предприятие находится под управлением Службы внешней разведки РФ. Согласно аукционной документации, закупает СВР и пиво Volfas.

«Пинтаклаб» снабжает пивом разведчиков начиная с 2016 года. Два последних договора были заключены уже после обещания Olvi прекратить сотрудничество с Россией: 22 апреля 2022 года и 19 февраля 2023-го. И в обоих случаях в перечне поставляемых товаров была продукция Volfas.

Федеральное казенное предприятие «Ясень» названо в честь московского района Ясенево, где находится штаб-квартира СВР. Это одно из хозяйственных подразделений разведчиков. Оно занимается реализацией старого имущества с торгов и закупкой, помимо алкоголя, продуктов: мяса, чая, пирожных и т.д.

«Volfas Engelman не экспортирует свою продукцию в Россию, — уверяют в литовской компании и списывают ситуацию на процесс параллельного импорта. — Пиво не является санкционным продуктом, свободно обращается на рынке, может быть перепродано без ведома производителя».

Dominykas Biržietis / Kas Vyksta Kaune

Если раньше пиво Volfas Engelman поступало в Россию напрямую, то теперь действительно используются посредники, в том числе фирмы из Литвы: UAB «Lukritma» и UAB «Laudare». Но обращает на себя внимание, что контрагенты с российской стороны остались прежними. Всё похоже на то, что лишняя цепочка в схеме поставок появилась лишь для того, чтобы минимизировать политические риски производителя.

Всего с конца февраля и до 30 августа 2022 года в Россию из Литвы было поставлено 8475 тонн продукции Volfas. Или примерно 7 миллионов литров пива. Выходит, в Россию поступает больше миллиона литров литовского пива в месяц.

В Volfas Engelman утверждают, что начали размещать на банках с пивом контуры карты Украины (вместе с Крымом) в качестве «профилактической меры» для российского рынка. Правда, найти продукцию с такой символикой в московских магазинах корреспондентам The Insider пока не удалось.

Помимо литовских, пиво Volfas поставляют в Россию и компании из других стран: входящая в Olvi Grupp A. Le Coq AS из Эстонии, молдавская Kappa Company, латвийская SIA «Prodea New», чешская Redfood, сербские Portwinestyle и BIKS TRADE. Некоторые из этих фирм принадлежат россиянам: акционер Prodea New — Юрий Попов, а Portwinestyle — Валерий Ипатов, у которого, помимо российского, есть и гражданство Португалии. Сербскую компанию Ипатов основал в апреле 2022 года и тут же начал поставлять литовское пиво в Россию. Всё это может свидетельствовать о намеренном введении посредника для «параллельного экспорта».