Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

Рост инвестиций и рекордный урожай: как Путин обманул министра экономики

23 сентября на совещании с министром экономического развития Максимом Орешкиным и министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым президент Владимир Путин в очередной раз заявил, что российская экономика вышла на траекторию «устойчивого роста». При этом в качестве доказательства он привел один-единственный фактор - рост инвестиций. Качественного перелома в других сферах, например, в производительности труда, как признал сам Путин, так и не произошло.

«Мы уже констатировали, говорили о том, что экономика России вышла на траекторию достаточно устойчивого роста. <...> Мы хорошо знаем, что важнейший фактор роста – это, конечно же, инвестиции. Мы говорим, что за второй квартал этого года (рост) 6,3 процента», - отметил президент.

На первый взгляд цифра по инвестициям действительно неплохая: 6,3% против 2,3% в первом квартале. Однако если сравнить ее с показателями предыдущего квартала, а не года, как сделал Путин, мы увидим, что рост инвестиций во втором квартале на самом деле серьезно замедлился: по данным Высшей школы экономики, в начале года он составлял 5,6%, во втором квартале — всего 1,9%.

Как пишут эксперты ВШЭ в докладе «Комментарии о государстве и бизнесе» за 15 августа — 11 сентября, ситуация с источниками финансирования инвестиций медленно ухудшается: например, во втором квартале ускорилось падение год к году объемов балансовой прибыли экономики, а объемы накопленных кредитов небанковскому сектору лишь прекратили падение, но не начали расти. «Все это делает оживление инвестиций и ВВП в целом предельно хрупким и неустойчивым», - подчеркивают эксперты ВШЭ.

Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 2005 - 2017 гг., 2004 г. в среднем = 100%, сезонность устранена

Также, как замечают авторы доклада, в значительной мере оптимистичные цифры по росту инвестиций в первом полугодии (4,8% относительно периода прошлого года) получены Росстатом не за счет точных данных, основанных на прямых отчетах крупных и средний предприятий, а за счет субъективной оценки ведомства относительно того, сколько инвестиций делает малый бизнес, теневая экономика и пр. Эти инвестиции составляют 30% суммарной оценки Росстата. Как пояснил The Insider один из авторов доклада, замдиректора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов, такие досчеты могут быть пересмотрены, поэтому точно говорить о том, что происходит, можно только исходя из инвестиций по крупным и средним компаниям. Последние выросли в первом полугодии лишь на 2,4% по сравнению с прошлым годом.

Что касается роста инвестиций по отраслям, в производстве одежды и мебели, деревообработке, химической промышленности, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, в финансах, в госуправлении, в военной сфере и в спорте инвестиции действительно выросли двузначными темпами. Однако в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в металлургии, в производстве автотранспортных средств, в электроэнергетике и строительстве инвестиции упали также примерно в два раза.

На том же совещании Путин вдруг предрек России рекордный урожай (не опираясь ни на какие данные и прогнозы):

«В.Путин: Похоже, будет опять рекордный урожай.

М.Орешкин: Да, потому что начиналось все не очень хорошо, но сейчас просто идеальные погодные условия для того, чтобы собирать урожай. И урожайность находится на уровне выше прошлого года, и количество потерь тоже серьезно уменьшилось».

Глава МЭР, видимо, просто побоялся возражать президенту. В реальности прогноз Минсельхоза, который и занимается такими оценками, говорит о том, что никакого «рекордного урожая» стране не видать. В конце августа ведомство спрогнозировало урожай зерна на уровне 110 млн тонн. Напомним, что в 2016 году в России собрали 120,7 млн тонн зерна. Маловероятно, что за месяц условия стали настолько благоприятными, чтобы можно было скорректировать прогноз до этой цифры. Особенно учитывая, что изначально цифра была намного ниже — в июне этого года Минсельхоз констатировал, что собрать удастся лишь 100-105 млн тонн зерна из-за плохой погоды.