Первый канал продолжает разрабатывать тему «мнимого вмешательства» России в американские выборы (The Insider уже писал о том, как российские СМИ пытаются выдать вывод расследования спецпрокурора Мюллера об отсутствии доказательств сговора между штабом Трампа и Россией за свидетельство невмешательства российских властей).
В утреннем выпуске новостей 3 апреля ведущий Максим Шарафутдинов заявляет:
«В интернете набирает популярность конкурс на лучший фейк о России и ее мнимом вмешательстве в дела Соединенных Штатов. Его в своем Twitter объявило наше посольство в Вашингтоне. В комментариях к посту уже десятки откликов. Некоторые пользователи, правда, обращают внимание, что конкурс был запущен 1 апреля: и не шутка ли он сам?»
https://twitter.com/RusEmbUSA/status/1112835154073083906
При ближайшем рассмотрении популярность затеи российских дипломатов оказывается изрядно преувеличенной. За двое суток к твиту оставили всего 33 комментария (плюс два удаленных).
Первым отметился небезызвестный пранкер Вован, написав «Я думаю, мы берем весь пьедестал». Конкурентов у него и в самом деле немного: другие комментаторы предложили несколько показавшихся им тенденциозными публикаций из американской прессы и пару натужных шуток — о том, как русские отравили американские реки «Новичком», в малых дозах вызывающем агрессивность, а также почему-то о том, что Украина не существует, декрет об образовании Украинской советской республики — американский фейк, а Ленин был внедренным американским агентом. Авторы обеих историй — русскоязычные. Остальные либо напоминают о том, что твит появился 1 апреля, либо вяло спорят о политике. В общем, никакой особенной популярностью твит явно не пользуется.
Впрочем, рассказ о первоапрельском твите российских дипломатов — лишь подводка к развернутому сюжету вашингтонского корреспондента Первого канала Юлии Ольховской. Она рассказывает о реакции, которую вызвали в США выводы расследования Мюллера, причем ограничивается в основном гневными высказываниями сотрудников Белого дома и ведущего протрамповского телеканала Шона Хэннити, который был в числе клиентов осужденного с подачи Мюллера экс-адвоката Майкла Коэна.
В сюжете Ольховской упоминается мнение лишь одного журналиста не из числа близких к Трампу — Мэтта Тэйбби из Rolling Stone, — который резко высказывается о мейнстримной прессе и утверждает, что та разрушила свою репутацию, накинувшись на сенсационные материалы о «Рашагейте», впоследствии не подтвердившиеся.
Но этого, видимо, автору сюжета оказывается недостаточно, и она переходит к рассказу о бывшем советнике избирательной кампании Трампа Джордже Пападопулосе, который в прошлом году был приговорен к 14 суткам тюремного заключения за ложные показания о своих связях с Россией, а теперь обратился к Трампу с прошением о помиловании и утверждает, что признался в лжесвидетельстве под давлением Мюллера. Ольховская рассказывает об этом так:
«Теперь жертвы расследования Мюллера требуют опровержений. Бывший советник Трампа Пападопулос успел отсидеть в тюрьме из-за встречи в Лондоне с неким мальтийским профессором, который, как утверждала американская пресса, конечно же, связан с русскими.
“Этот мужчина, Джозеф Мифсуд, не русский агент, он работал на западную разведку. И его юрист это подтвердил”, — заявил Джордж Пападопулос, бывший советник Дональда Трампа.
А был ли вообще профессор профессором? После того, как он бесследно исчез, к этому делу американская пресса потеряла всякий интерес».
История Пападопулоса и Мифсуда в изложении Ольховской имеет мало общего с реальностью. В действительности советник кампании Трампа пытался навести контакты с официальной Россией и с этой целью встречался в Риме с профессором Джозефом Мифсудом. Сообщалось, что Пападопулос получил от российских представителей информацию о том, что Россия располагает компроматом на Хиллари Клинтон; кроме того, он предпринял неудачную попытку устроить встречу кандидата от Республиканской партии с Путиным.
Ни расследование Мюллера, ни солидная пресса не называли Мифсуда российским агентом; он был нужен Пападопулосу как человек со связями в России. И связи эти у него, безусловно, были: он не раз участвовал в заседаниях дискуссионного клуба «Валдай» и до сих пор значится на его сайте как эксперт. Согласно материалам расследования Мюллера, Мифсуд познакомил Пападопулоса с Иваном Тимофеевым — программным директором «Валдая» и Российского совета по международным делам, экс-директором Аналитического центра МГИМО.
Заявление о «близости» Мифсуда к британским и итальянским спецслужбам сделал его адвокат Штефан Ро в своей претендующей на сенсационность, но не получившей популярности книге «Фейк о Рашагейте. Дело Пападопулоса», причем по его версии Пападопулос был агентом администрации Обамы, внедренным в штаб Трампа. Сам Пападопулос называет книгу Ро «фантазией».
В 2017 году, вскоре после того, как стала известна роль, которую он сыграл в истории с Пападопулосом, Мифсуд исчез в неизвестном направлении и до сих пор официально считается пропавшим без вести. Тем не менее в ноябре 2018 года его адвокат заявлял, что поддерживает с ним связь и что он собирается дать показания перед американским Конгрессом. Впрочем, этого так и не произошло.
Так или иначе, совершенно непонятно, на каком основании Ольховская утверждает, что после исчезновения Мифсуда пресса потеряла к нему интерес. Через год после того, как его в последний раз видели в Риме, агентство AP опубликовало большую статью о его истории, где, в частности, прослеживается его довольно сомнительное прошлое: он больше похож на авантюриста, преувеличивающего свою влиятельность, чем на агента спецслужб, и ему, как выяснилось, уже случалось скрываться из виду, когда он оказывался в скандальных ситуациях. А о его намерении свидетельствовать писали Buzzfeed, The Daily Beast, The Intercept и другие.