Пятую годовщину аннексии Крыма Россией «Вести недели» отметили довольно длинным сюжетом о том, как хороша жизнь на полуострове при российской власти. Никаких особенно конкретных фактов в сюжете нет, зато в лаконичной подводке к нему, сделанной ведущим, достигнута такая концентрация неправды, какая редко встречается даже у Киселева:
«Пять лет назад Крым вернулся домой. И страшно представить, что было бы, если бы этого волею самих крымчан не случилось бы, — в Севастополе американцы уже планировали свою военную базу, а Порошенко, который был изгнан из Крыма за недели до референдума, явно бы посягнул на полуостров и его жителей».
1. Об американской военной базе в Севастополе
Ничего нового в этой фразе Киселева нет, он всего лишь в очередной раз повторил расхожий мем о том, что «иначе здесь стояли бы войска НАТО». Но мем как-то трудно считать источником информации, а вот есть ли хоть какие-то сообщения о таких планах американских военных, на которые мог бы опираться Киселев?
Оказывается, есть. По-видимому, впервые заявление о том, что США собирались создать военную базу в Крыму, появилось в статье Григория Ванина и Александра Жилина «Почему так стремительно решался вопрос о присоединении Крыма. К России», опубликованной в мае 2014 года на сайте российского информационного агентства Rex. Но заявление было голословным, без каких-либо ссылок на источники.
В июне 2016 года российское информационное агентство Regnum опубликовало материал, в котором о намерениях США создать базу в Крыму рассказано со ссылкой на экс-сотрудника ЦРУ Реймонда Беркли Макговерна. Правда, Макговерн работал в ЦРУ до 1990 года, а после этого доступа к секретной информации не имел, так что откуда он может знать об этих планах, остается загадкой. Зато известно, что после увольнения из ЦРУ он стал резко критиковать политику США и несколько раз был задержан при попытках сорвать выступления официальных лиц. С 2010 года постоянно сотрудничает с российскими англоязычными СМИ — RT и Sputnik.
О планах создания базы в США упоминал и Владимир Путин — в фильме Оливера Стоуна «Украина в огне». Фильм вышел в конце 2016 года; таким образом, по-видимому, Путин заговорил об этом вскоре после заявления Макговерна.
Более надежных источников информации об интересе американских военных к Крыму, похоже, нет.
2. Об изгнании Порошенко из Крыма
Как Порошенко собирался «посягать на полуостров и его жителей», Киселев объяснять не стал. А эпизод с «изгнанием» действительно произошел в феврале 2014 года, но ведущий «Вестей недели» почему-то не уточняет, кто же выгнал с полуострова депутата Верховной Рады — будущего президента Украины.
Сам Порошенко, давая свидетельские показания в Оболонском суде Киева на процессе по делу экс-президента Виктора Януковича, рассказал:
«Когда я прилетел в Симферополь, он уже был блокирован, везде были люди в военной форме. Несколько людей пытались меня остановить, завязалась потасовка, я прорвался через оцепление... Тогда я сделал заявление, что Крым украинский и мы должны сделать все, чтобы не допустить провокаций. Мы были готовы создать рабочую группу совместно с депутатами Верховной Рады АРК, чтобы решить все вопросы. Мы договорились о встрече со спикером Владимиром Констатиновым».
Попасть в здание Верховной Рады Крыма Порошенко не позволили «зеленые человечки» (российские спецназовцы в форме без знаков различия, в начале 2014 года захватившие Крым). При этом некие люди, изображавшие общественность, освистали его и потребовали, чтобы он уезжал из Крыма. «Часть людей были провокаторами, они пытались мне угрожать», — утверждал президент.
3. Об экономических успехах
Коснулся Киселев и экономических успехов Крыма при российской власти:
«В прошлом году, как заявил глава Крыма Сергей Аксенов, полуостров посетили 6 миллионов 800 тысяч туристов — больше, чем за всю постсоветскую историю. <...>
Плюс ко всему Россия направляет в экономику Крыма огромные инвестиции: лишь за прошлый год — 270 миллиардов рублей. Отсюда и результат: промышленное производство за пять лет удвоилось. Увеличились и собственные доходы региона — в 2,5 раза после воссоединения с Россией. Сейчас это 55 миллиардов по итогам прошлого года».
С потоком туристов не все ясно: многие эксперты считают официальные цифры завышенными. Так, в сентябре 2018 года «Собеседник», ссылаясь в том числе на вполне лояльного эксперта, члена ОНФ, гендиректора «Национальной туристической инициативы» Александра Железняка, писал: «Местные чиновники уверяют, что курорт посетило 6 млн человек. Однако эксперты в области туризма называют более скромные цифры и оценивают статистику турпотока в 2018 году в 4,5 млн человек».
Но значительно интереснее ситуация с объемом собственных доходов региона. Глава республики Крым Сергей Аксенов в феврале 2019 года действительно заявил, что по итогам прошедшего года собственные доходы составили 54,8 млрд руб. Но 10 декабря 2018 года пресс-служба Минфина Крыма со ссылкой на министра финансов и вице-премьера Ирину Кивико сообщила: «Собственные доходы республики, превысив показатель прошлого года более чем на 16%, или на 5,1 миллиарда рублей, достигли отметки в 36 миллиардов».
Так что либо за последние три недели года доходы чудесным образом выросли в полтора раза, либо над цифрами серьезно поработали.