Еще во вторник Верховная Рада Украины не придавала протестам большого значения, Партия Регионов контролировала большинство голосов и ничто не предвещало реформ. В четверг Партия регионов внезапно перестала быть партией власти. В том, что произошло с Радой и как революция выглядела глазами ее депутатов, разбиралась Мария Жартовская.
Вторник. В осаде.
Нынешняя парламентская неделя в Украине обещала быть спокойной. Главный вопрос, который стоял во вторник в повестке дня Партии регионов - назначение нового премьер-министра вместо ушедшего под давление протестующих Николая Азарова. Сюрпризов здесь не ждали: главной кандидатурой, обсуждавшийся в кулуарах был нынешний и.о. главы правительства Сергей Арбузов, который с февраля прошлого года также курирует депутатов от ПР. Глава Администрации президента Сергей Клюев обрабатывал депутатов, объясняя, что за Арбузова стоит голосовать. Депутаты роптали, потому что Арбузов ни сам, ни через посредников с ними не общался, выбивать бюджетные средства на округ не помогал, и голосовать за него у них особого желания не было.
Внезапно, повестка дня поменялась. Во вторник Клюев не озвучил депутатам, как планировалось, кандидатуру нового премьера, и на заседании фракции, загадочно улыбаясь говорил: «Это будет достойная кандидатура. Но даже я не знаю его имени».
Пока депутаты из ПР обсуждали кандидатуру премьера, стены Рады осаждали митингующие. Еще утром во вторник вокруг здания парламента собралось около 50 тысяч человек. Они пытались «мирно штурмовать» парламент, чтобы надавить на депутатов и заставить их проголосовать за возвращение к Конституции образца 2004 года, дающей основные политические полномочия парламенту.
Регионалы идти навстречу протестующим не спешили, они предлагали создать при участии оппозиционеров временную следственную комиссию в парламенте, чтобы та наработала необходимые изменения в Конституцию. Такой вариант означал бы, что необходимый документ был бы готов не раньше сентября (что оппозицию категорически не устраивало).
Некоторые регионалы, впрочем, тоже были готовы поторопиться с конституционной реформой. «Давайте вносить изменения сейчас, тогда после 2015 года у нас хотя бы будет свое правительство", - проговорился регионал Нестор Шуфрич, из чего можно было понять, что в победу Януковича на следующих президентских выборах он не верит. Согласовать изменения в Конституции на протяжении нескольких часов в кабинете спикера Владимира Рыбака пытались и оппозиционные лидеры, но ничего не получилось.
Когда к журналистам вышел Виталий Кличко, который призвал Януковича объявить досрочные выборы президента и прекратить конфликт, это звучало как дежурные лозунги. Тогда никто и подумать не мог, что до исполнения этих требований осталось несколько суток. К вечеру на улице начала разворачиваться война, но в Раде было по-прежнему спокойно. Депутаты перешучивались друг с другом - «Как думаешь, нам будут давать автоматы Калашникова?».
Ближе к вечеру регионалов в парламенте почти не осталось. Большинство из них ушло через черный ход, ведущий в гостиницу «Националь» неподалеку от Рады.
В конце дня Рыбак анонсировал переговоры Януковича и оппозиции на утро среды, а также создание временной следственной комиссии, которая бы наработала изменения в Конституцию. Но обострение ситуации с уличным протестом заставил власти поспешить. С каждым часом ситуация обострялась. Глава Киевской городской администрации Владимир Макеенко закрыл метро. На Майдане зажгли шины, чтобы закрыть видимость «Беркуту». Чуть позже загорелся Дом Профсоюзов, где располагался оперативный штаб оппозиции. Все это заставило власти начать переговоры уже во вторник, на 23.00. Три оппозиционных лидера – Кличко, Яценюк и Тягнибок – встретились с президентом, но договориться не смогли. Результат - жесткое заявление Януковича о том, что оппозиционерам следует отмежеваться от радикалов и намек на уголовную ответственность.
Четверг. Бунт.
В среду между протестующими и силовиками установилось хрупкое перемирие. Следующее заседание было запланировано на четверг. Однако же глава аппарата Верховной Рады Валентин Зайчук внезапно его отменил. Сотрудников аппарата и немногочисленных нардепов, пришедших на заседание эвакуировали.
В 10 утра снайперы начали стрелять по протестующим у гостиницы «Украина». Били прицельно - в шею, голову и сердце. Десятки раненых, несколько погибших, число которых постоянно росло.
Первым о необходимости экстренного заседания парламента заявил один из заместителей главы фракции Партии регионов Сергей Тигипко. На своей странице в Facebook он написал, что внутри фракции ПР создана «антикризисная группа», призванная проработать вопросы срочной смены спикера и согласование новой кандидатуры премьер-министра. По сути это был бунт внутри Рады.
В итоге оппозиционеры анонсировали заседание на 15.00, но попасть в парламент было непросто: метро не работало, а здание Рады по периметру окружили бойцы внутренних войск и милиционеры, которые отказывались пропускать внутрь и депутатов, и журналистов.
Депутатам понадобилось семь часов чтобы собрать недостающие кворум. Ждали Сергея Тигипко и его группу депутатов (это около 40 человек, значительная часть которых близка к собственнику Group DF Дмитрию Фирташу и экс-главе АП Сергею Левочкину). Тигипко – член фракции Партии регионов, но оппозиционеры тоже ждали его появления, в надежде что он и его фракция, несмотря ни на что проголосует вместе с ними. Но Тигипко так и не приехал. Один из депутатов от фракции УДАР рассказал, что Тигипко несколько раз звонили, но он побоялся ехать, аргументировав это тем, что «в него могут стрелять». Депутаты были вне себя. Внефракцтонный Олег Ляшко эмоций не скрывал: «Увидите эту суку - гоните его в шею!». Сам Тигипко объяснил ситуацию лишь в пятницу в кулуарах Рады: «А чего было приходить, я не понимаю. Заседание сегодня и я в парламенте», - пояснил он.
Регионалы тоже собирали своих сторонников в Раде, но далеко не все из них были готовы голосовать против. Нестор Шуфрич, Владимир Продивус, Владимир Вечерко, Виктор Бондарь и другие – планировали голосовать вместе с оппозицией. Бондарь и вовсе заявил о выходе из фракции Партии регионов, заявив, что он своим избирателям обещал евроинтеграцию.
Чтобы противостоять бунту в Раде в раде пояился депутат Вадим Новинский – предприниматель близкий к олигарху Ринату Ахметову, серому кардиналу при Викторе Януковиче. По словам одного из регионалов Новинский рассказывал депутатам, что происходящее в Раде неправильно и обещал решить все цивилизованным путем в пятницу. Он разговаривал о чем-то в кулуарах сначала с регионалами, а позже с Тягнибоком и Яценюком.
Депутат от «Батьківщины» Александра Кужель убеждала The Insider, что Виктор Янукович лично звонил многим регионалам. Просил не предавать его.
На согласование текста постановления ушло несколько часов. В это время депутаты или ходили по кулуарам, или сидели в буфете. Голосов не хватало. Вдобавок, некоторые лидеры оппозиции были еще на встрече с главами МИД Польши, Франции и Германии. Нардеп от УДАРа Валерий Карпунцов демонстрировал проект, исписанный красной ручкой. Регионал Шуфрич объяснял, что для регионалов важно было включить пункт, осуждающий обе стороны конфликта, но впоследствии из проекта исключили и его.
Напряжение росло. В какой-то момент в кабинет вице-спикера Руслана Кошулинского решительным шагом зашли внефракционные депутаты Давид Жвания и Инна Богословская: «Ждем, голоса будут!». Переговоры увенчались успехом. Необходимую часть регионалов удалось перетянуть на сторону оппозиции.
Около 21.30 после встречи с главами МИД Польши, Германии и Франции в Раду приехали оппозиционные лидеры. Своим депутатам они сообщили о четырех важных пунктах договора, который при посредничесте европейцев должны были подписать оппозициционные лидеры и Янукович. Суть договора: у парламента есть неделя, чтобы вернуть Конституцию образца 2004 года; после этого, до начала осенней сессии Рады, текст нужно сбалансировать окончательно; сразу после вступления в силу Конституции образца 2004 года, провести президентские выборы в Украине – но не позже конца 2014 года, воздержаться от применения излишней силы.
Начать голосование удалось лишь около 22:00. Депутаты приняли решение, которое запрещает использовать оружие и обязывает прекратить огонь, а войска должны вернуться в места постоянной дислокации. «За» проголосовало 236 человек, в том числе и 35 регионалов. На данный момент о выходе из «Партии Регионов» заявили уже заявили 39 депутатов.
Пятница. Развязка.
Подписание договора состоялось около 16.00 пятницы. Казалось, самый острый момент уже позади. Но именно тут-то депутаты и забеспокоились - днем силовиков убрали из-под Рады. Депутаты заволновались, не станет ли это прямым приглашением Майдану прийти штурмовать Раду. Если бы так произошло Януковичу осталось бы лишь сказать, что с радикалами невозможно договориться. Депутаты все время выглядывали в окна, но их никто не штурмовал.
В результате голосования Рада вернула некоторые нормы Конституции образца 2004 года, перераспределив полномочия между президентом, парламентом и правительством. За проголосовало 386 депутатов, 140 из которых – регионалы. Вопрос подписания соглашения оппозиционеров с Януковичем вызвал бурную дискуссию на фракции «Батьківщина». Больше всего в кулуарах переживали за пункт договора о возможных президентских выборах в декабре 2014. Это всего на три месяца раньше, чем они запланированы (последняя неделя марта 2015).
Но договор стал толчком для принятия дальнейших законов. 372 депутата проголосовали за закон о недопущении преследований участников массовых акций протеста. Следующим голосованием Рада отстранила министра МВД Виталия Захарченко от занимаемой должности. Следующими стали постановление о помощи пострадавшим на Майдане и закон, которым изменены 365 и 364 статьи Уголовного кодекса. По ним на 7 лет осуждена экс-премьер Юлия Тимошенко. По словам ее защитника Сергея Власенко согласно новому закону Тимошенко должна быть освобождена решением суда. К вечеру пятницы требовать оппозиции было уже больше нечего.