Индийский премьер-министр Нарендра Моди летит в Москву встречаться с Владимиром Путиным. Это большое событие: с начала полномасштабного вторжения Индия на политическом уровне дистанцировалась от Москвы. Официальный Дели осудил вторжение в Украину, но, как и Китай, помогает России обходить санкции, а взамен получает огромную скидку на российскую нефть. Моди, чья партия скромно выступила на парламентских выборах и чьи авторитарные замашки привели к охлаждению отношений с США, нуждается во внешнеполитических победах и пытается извлечь выгоду из посреднического положения между Россией и Западом.
Содержание
Россия ближе Европы и Китая
Раскол с Западом
Дешевая нефть и оружие: чего Моди хочет от Путина
Россия ближе Европы и Китая
Сразу после переизбрания на третий срок в июне Моди посетил встречу лидеров «Большой семерки» в Италии, где встретился с Макроном, Байденом и Зеленским. Однако после этого индийский премьер демонстративно проигнорировал швейцарский Саммит мира по Украине, отправив туда делегацию во главе с Паваном Капуром, послом Индии в России с 2021 года. Впрочем, и Капур не стал подписывать итоговую резолюцию саммита. Это не столько вызов Западу, сколько подчеркнутый нейтралитет Индии. При этом на встрече G7 Моди оказался желанным гостем, что хорошо отражено не только в индийских, но и в западных медиа. Очевидно, страны Запада не теряют надежды перетянуть Индию на свою сторону или как минимум не допустить чрезмерного сближения Дели с Москвой. На этом фоне появляются даже спекуляции о том, что лидеры европейских стран хотят использовать нейтралитет Индии в переговорах по урегулированию военного конфликта в Украине.
Возможно, имидж парламентера, «друга мира» (так назвали Индию на швейцарском саммите) и посредника между Европой и Россией выгоден Индии политически, но от дружбы с Москвой страна получает прямую экономическую выгоду в виде дешевой нефти, и пока похоже, что этот аргумент перевешивает. Ради визита в Москву Моди пропустил саммит лидеров стран ШОС 3–4 июля в Казахстане. Очевидно, что это укол инициатору саммита — Китаю, с которым у Индии уже несколько лет назад охладились отношения из-за приграничных конфликтов.
Одновременно визит в Москву — это и послание Западу.
Раскол с Западом
Провал «отмены» России спешат признать Bloomberg и Reuters. В Москву после февраля 2022 года приезжал китайский лидер Си Цзиньпин в 2023 году, но Индия исторически теснее связана с Западом, чем Китай, да и после полномасштабного вторжения довольно явно дистанцировалась от Москвы, поэтому приезд Моди выглядит более вызывающе. Пусть в голосованиях ООН Индия воздерживалась от открытого осуждения российского вторжения, но с 2022 года ведущие индийские газеты осуждали вторжение России в Украину. Была прервана традиция ежегодных октябрьских российско-индийских саммитов, проходивших более 20 лет без перебоев (первый состоялся в октябре 2000 года по инициативе Владимира Путина). В сентябре 2022 года на саммите лидеров ШОС в Казахстане Моди сказал Путину, что «сейчас не время для войны», выражая свою солидарность с западными странами, критикующими войну в Украине.
Но в последнее время дипломатическая риторика Индии меняется: теперь Индия не только не держится в стороне от России в публичном поле, но и, как и Кремль, критикует Запад. На то есть свои причины: укрепление авторитаризма в Индии в последние годы вызывает критику со стороны стран Запада, и власти страны все резче на нее отвечают. 28 июня спикер индийского МИДа Рандхир Джайсвал открыто осудил США и отверг предъявляемые Индии в отчете Комиссии США по международной религиозной свободе за 2023 год обвинения в религиозной нетерпимости, притеснении меньшинств и нелегитимности решений судов в стране.
Положение партии премьера Бхаратия Джаната Парти («Партия индийского народа», BJP) в новом парламенте ухудшилось по сравнению с предыдущими двумя сроками, когда у нее было большинство мест. На последних выборах BJP получила только 240 кресел (всего в парламенте 543 места), а вместе с союзниками — 292. Голос оппозиции во главе с Рахулом Ганди, лидером старейшей в Индии партии Бхаратия Раштрия Конгресс, («Индийский национальный конгресс», INC) и представителем политической династии Неру-Ганди, стал громче: их теперь на 50 человек больше, а их союзников — на 90 (итого 251 место). В этот раз Конгрессу удалось создать альянс I.N.D.I.A. (The Indian National Developmental Inclusive Alliance) с социалистами и региональными партиями для оттеснения националистов и Моди. Первые репортажи с заседаний показывают, что потеря партией Моди большинства в парламенте оказалась ощутимой.
Теперь Индия не только не держится в стороне от России в публичном поле, но и, как и Кремль, критикует Запад
Джайсвал подчеркнул, что США не стоит вмешиваться в дела Индии, в которых Штаты, мол, ничего не понимают. Более того, дипломат выдвинул встречные обвинения: в 2023 году представители индийской диаспоры в США (более трех миллионов человек) столкнулись с «целым рядом преступлений ненависти», с расизмом и вандализмом в священных для индуистов местах.
Недавнее интервью бывшего министра иностранных дел Индии Канвала Сибала также фиксирует послание страны Западу: «Если вы не способны управлять своими отношениями с Россией, это не наша проблема и не повод сокращать наши связи». В интервью Сибал с упоением критикует демократические институты США, ведь Индия и сама может показать, как выглядит «крупнейшая демократия в мире» в действии: недавние парламентские выборы отличились не только самой высокой явкой в истории страны (около 70%), но и самой высокой явкой женщин, а также неожиданной потерей большинства партией Моди, что было бы трудно сфальсифицировать.
При этом не похоже, что Индия собирается рвать связи с США, для которых она один из главных источников «человеческого капитала»: страна снабжает Запад специалистами технического сектора. Миссия Индии, как ее формулирует Моди, — преобразить мир с помощью искусственного интеллекта (ключевым слоганом Индии на саммите G7 был «AI for all»). Всемирный банк регулярно выдает кредиты на обучение индийских специалистов в этой сфере. К примеру, в 2023 году был выделен кредит в $255,5 млн на развитие в Индии технического образования. Более того, кабинет Джо Байдена объявил страну ключевым партнером в Индо-Тихоокеанской стратегии США.
Индия всегда была чувствительна к указаниям Запада о том, какой ей нужно быть, однако в последнее время критика стала восприниматься особенно остро. Это связано также и с попытками Моди очистить Индию от колониальной истории, под которой он понимает не только европейскую колонизацию, но и завоевания мусульманскими обществами в Средние века. Индийская национальная идентичность, по мнению правящей партии, должна ассоциироваться с индуизмом, религией, которую они считают главным духовным стержнем Индии. Это проявилось, например, в попытке переименования страны из Индии в Бхарат — так страну называют индуисты. Однако пока переименование не удалось. Почти 15% населения Индии — мусульмане, и они не поддержали инициативу правительства сделать вид, что они не имеют к стране отношения.
Также правительство Моди стремится национализировать экономическую модель страны, что проявляется в укреплении национальной валюты и переходе на самообеспечение по модели свадеши (букв. «своя страна») — движения, которое возникло в начале XX века как протест против торговли британскими товарами. Все это становится дополнительными линиями раскола с Западом.
Дешевая нефть и оружие: чего Моди хочет от Путина
Цену сближения с Москвой несложно посчитать в конкретных суммах. Индия получает российскую нефть с огромной скидкой, да еще и платит за нее в рупиях, которые остаются внутри индийской экономики. По данным газеты The Hindustan Times, благодаря такой политике за последний год в Индии осталось $25 млрд.
Положение партии премьера Бхаратия Джаната Парти («Партия индийского народа», BJP) в новом парламенте ухудшилось по сравнению с предыдущими двумя сроками, когда у нее было большинство мест. На последних выборах BJP получила только 240 кресел (всего в парламенте 543 места), а вместе с союзниками — 292. Голос оппозиции во главе с Рахулом Ганди, лидером старейшей в Индии партии Бхаратия Раштрия Конгресс, («Индийский национальный конгресс», INC) и представителем политической династии Неру-Ганди, стал громче: их теперь на 50 человек больше, а их союзников — на 90 (итого 251 место). В этот раз Конгрессу удалось создать альянс I.N.D.I.A. (The Indian National Developmental Inclusive Alliance) с социалистами и региональными партиями для оттеснения националистов и Моди. Первые репортажи с заседаний показывают, что потеря партией Моди большинства в парламенте оказалась ощутимой.
Индия получает российскую нефть с огромной скидкой, да еще и платит за нее в рупиях
В 2023 году объемы поставок нефти из России резко увеличились (140% от объемов 2022 года, как сообщает Times of India). Индийские нефтеперерабатывающие компании закупают российское сырье для дальнейшей переработки и продажи, причем в основном — в Европу. По данным Индийской торгово-промышленной палаты, доход страны от продажи нефти в европейские страны за последний год достиг в общей сложности $18,4 млрд. Для России же все не так однозначно: с одной стороны, торговля помогает обходить санкции (товарооборот вырос в пять раз — с $13 млрд в 2021 году до $65 млрд по итогам 2023 года), с другой — необходимость расплачиваться в рупиях во многом компенсирует выгоды.
В последние годы Индия на подъеме во всех смыслах. Догнав Китай по населению (1,4 млрд), она переживает быстрый экономический рост — за последний фискальный год, который закончился в марте 2024 года, ВВП страны увеличился на 8,2%. Дешевая российская нефть этому росту, конечно, только способствует. Но несмотря на экономический рост, правящая партия теряет популярность, что служит дополнительным стимулом для Моди: ему нужны успехи хотя бы на внешней арене.
Во-первых, он может попробовать добиться еще большей скидки на нефть. Во-вторых, на встрече будет обсуждаться вопрос нового торгового пути — восточного морского коридора, соединяющего Владивосток и Ченнаи, столицу штата Тамилнад на восточном побережье Индостана. Моди еще в 2019 году прилетал во Владивосток для обсуждения этого проекта. Этот путь упростил бы логистику в условиях интенсивного развития торговли между двумя странами. В-третьих, Индия, имеющая стабильные отношения с европейскими странами и США в области обороны, собирается расширить и давние военные связи с Россией. В 2021 году страны подписали соглашение о военно-стратегическом сотрудничестве, регулярных совместных морских учениях, обмене военнослужащими и технологическими разработками на ближайшие 10 лет. Однако теперь Моди и Путин могут подготовить новое соглашение. Прежде всего оно будет касаться сотрудничества в области логистики и передачи Индии новых технологий, уже опробованных в реальных боевых действиях в Украине. Моди, вероятно, будет стремиться к тому, чтобы Россия производила военную технику в Индии.
Положение партии премьера Бхаратия Джаната Парти («Партия индийского народа», BJP) в новом парламенте ухудшилось по сравнению с предыдущими двумя сроками, когда у нее было большинство мест. На последних выборах BJP получила только 240 кресел (всего в парламенте 543 места), а вместе с союзниками — 292. Голос оппозиции во главе с Рахулом Ганди, лидером старейшей в Индии партии Бхаратия Раштрия Конгресс, («Индийский национальный конгресс», INC) и представителем политической династии Неру-Ганди, стал громче: их теперь на 50 человек больше, а их союзников — на 90 (итого 251 место). В этот раз Конгрессу удалось создать альянс I.N.D.I.A. (The Indian National Developmental Inclusive Alliance) с социалистами и региональными партиями для оттеснения националистов и Моди. Первые репортажи с заседаний показывают, что потеря партией Моди большинства в парламенте оказалась ощутимой.
Моди, вероятно, будет стремиться к тому, чтобы Россия производила военную технику в Индии
В плане военного сотрудничества Индия заигрывает одновременно и с США. Моди посетил Вашингтон в конце июня 2023 года, и его визит был приурочен к соглашению о расширении военного сотрудничества Индии и США и расширению соглашения о логистическом обмене, подписанного в 2016 году. Благодаря этому соглашению возможна дозаправка и ремонт военных кораблей двух стран на территориях друг друга. В отчете об отношениях Индии и США в военном секторе сказано, что США — крупнейший торговый партнер Индии в 2022–2023 годах. Параллельный диалог с Вашингтоном и Москвой сложно рассматривать иначе как торг с попыткой выбить от каждой из сторон наиболее выгодные для себя условия.
Проблема этого, казалось бы, весьма выгодного для Индии положения в одном: Дели в нынешних условиях не может отказаться от экономического партнерства ни с одной, ни с другой стороной, а значит, не может стать настоящим союзником ни Запада, ни Кремля, что, скорее всего, понимают и там и там. А это значит, что на большие уступки Индии рассчитывать не приходится.
Положение партии премьера Бхаратия Джаната Парти («Партия индийского народа», BJP) в новом парламенте ухудшилось по сравнению с предыдущими двумя сроками, когда у нее было большинство мест. На последних выборах BJP получила только 240 кресел (всего в парламенте 543 места), а вместе с союзниками — 292. Голос оппозиции во главе с Рахулом Ганди, лидером старейшей в Индии партии Бхаратия Раштрия Конгресс, («Индийский национальный конгресс», INC) и представителем политической династии Неру-Ганди, стал громче: их теперь на 50 человек больше, а их союзников — на 90 (итого 251 место). В этот раз Конгрессу удалось создать альянс I.N.D.I.A. (The Indian National Developmental Inclusive Alliance) с социалистами и региональными партиями для оттеснения националистов и Моди. Первые репортажи с заседаний показывают, что потеря партией Моди большинства в парламенте оказалась ощутимой.