Еврокомиссия решила защитить европейские компании от иностранных конкурентов, которым помогает государство. Новый законопроект обязывает предупреждать о госсубсидиях, если зарубежная компания собирается купить европейскую или участвует в тендере. Мера прежде всего направлена против китайских компаний: Европа начинает уставать от китайского влияния на собственную экономику. Эксперт чешской Ассоциации по международным вопросам (AMO) Филипп Шебок рассказывает о противоречивых отношениях Брюсселя и Пекина.
Содержание
Соперник и партнер
Без иллюзий
Немецкий фактор
В конце декабря Китай и Евросоюз неожиданно договорились об основных пунктах Комплексного соглашения по инвестициям (CAI), хотя еще несколько месяцев назад казалось, что переговоры зашли в тупик. Окончание процесса сочли важнейшей геополитической победой Пекина, который давно пытался вбить клин между Брюсселем и Вашингтоном. Призывы команды Байдена скоординировать позицию по Китаю и подождать с соглашением остались без ответа: ЕС дал понять, что не собирается перенимать позицию США по отношению к Пекину несмотря на перемены в Белом доме. Более того, это произошло после года агрессивной китайской дипломатии в отношении охваченной пандемией Европы. Китайские дипломаты и СМИ обрушились на ЕС с дезинформационными кампаниями в стиле знаменитого блокбастера «Боевые волки» («Wolf Warrior»).
Однако потепление между Китаем и ЕС продлилось недолго. Уже в марте Евросоюз утвердил санкции против четырех официальных лиц и одной организации, причастных к репрессиям в отношении уйгуров и других меньшинств в провинции Синьцзян. Санкции стали первыми за долгие годы после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Контрсанкции Пекина коснулись пяти депутатов Европарламента, трех членов национальных парламентов, двух органов ЕС, двух неправительственных организаций и даже двух экспертов по Китаю. В Европе асимметричная реакция Китая встретила резкий отпор. В Европарламенте дали понять, что не ратифицируют соглашение об инвестициях, если санкции не будут сняты. Теперь картина отношений Китая и ЕС кардинально отличается от той, что была всего несколько месяцев назад.
Соперник и партнер
С 2016 года ЕС не спеша занимается переоценкой своего подхода к Китаю. В 2019 году страну называли «партнером по переговорам, экономическим конкурентом и системным соперником». И эта триада по-прежнему определяет китайскую политику Евросоюза. И, несмотря на весь негатив, партнерская составляющая доминирует. Соглашение по инвестициям было лучшим примером логики, согласно которой Китай должен и может привлекаться для достижения прогресса в важнейших областях.
В основном такой подход продвигали Франция и Германия. Ангела Меркель выступала единственным и самым сильным поборником расширения экономического сотрудничества с Пекином, затушевывая при этом растущую напряженность и разногласия в других областях, таких как права человека. Меркель сыграла решающую роль в финализации соглашения об инвестициях, выполнив тем самым одну из ключевых задач председательства Германии в ЕС во второй половине 2020 года.
Несмотря на общественный протест против китайских контрсанкций, которые были направлены в том числе и на известный немецкий аналитический центр MERICS, Меркель сохранила верность своей испытанной временем китайской политике. В ходе переговоров с китайскими лидерами (трехсторонний саммит по климату с участием Франции, Германии и Китая или апрельские китайско-германские правительственные консультации), она ни разу не упомянула о санкциях, а лишь в общих чертах отметила имеющиеся разногласия и подчеркнула обязательность диалога.
Без иллюзий
И в то же время ЕС давно не проявляет наивности в отношениях с Китаем. Стремясь уменьшить дисбаланс в отношениях путем постоянного взаимодействия, ЕС одновременно стал использовать внутренние механизмы для одностороннего решения проблем. Например, Европа в 2019 году одобрила механизм скрининга инвестиций. И хотя он не создавался специально под Китай, обилие инвестиций Пекина, нацеленных на стратегические и чувствительные секторы европейской экономики, было одним из главных стимулов для его создания. Последний яркий пример использования этого механизма – блокирование Италией в апреле этого года попытки Китая взять под контроль итальянскую полупроводниковую компанию.
Также в конце апреля прошлого года Европейская комиссия предложила новые правила взимания штрафов и блокирования сделок, которые непосредственно коснутся китайских компаний. Кроме того, в Европе созрело понимание, что пришло время переписать правила, открывающие доступ к рынку госконтрактов. В ЕС китайские компании в основном беспрепятственно получают доступ к прибыльному рынку госконтрактов, начиная со строительства автомобильных дорог, мостов и железных дорог и заканчивая линиями электропередачи. По данным Wall Street Journal, конгломераты, принадлежащие или субсидируемые Пекином, предлагают цены на 30% ниже, чем у конкурентов, и таким образом только в 2020 году получили контрактов на 2 трлн евро. Яркий пример – мост Пелешац в Хорватии: китайская компания China Road and Bridge Corp. выиграла тендер на строительство объекта, финансируемого ЕС. В то же время европейские компании почти не допускаются к работе с госконтрактами в Китае.
Наконец, ЕС удается все лучше отстаивать свои ценности во взаимоотношениях с Китаем. В декабре прошлого года Брюссель утвердил Глобальный режим санкций за нарушения в области прав человека. Впервые он был применен в отношении Китая в марте в виде санкций из-за притеснения национального меньшинства уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Европейский парламент и национальные парламенты стран ЕС все чаще говорят о китайской угрозе.
Но такой подход с упором на ценности и готовность к противостоянию с Китаем лишь начинает проникать в политику на уровне исполнительной власти – здесь все еще господствует девиз «экономика превыше всего». И именно он определяет ход политических процессов. Что касается соглашения об инвестициях, то именно Европарламенту вкупе с национальными правительствами придется его ратифицировать, при том, что своими контрсанкциями Китай настроил против себя ряд парламентских фракций в Европарламенте.
ЕС мучительно медленно корректирует свой подход, будучи неспособным идти в ногу с переменами, причем такая критика справедлива в отношении любых внешнеполитических проблем, с которыми сталкивается Европа. Тем не менее, ЕС медленно, но верно формирует более решительную политику в отношении Китая: партнер все более отчетливо приобретает черты конкурента и даже соперника.
Немецкий фактор
Важной вехой, которая определит дальнейший вектор китайской политики ЕС, станут сентябрьские выборы в Германии. Канцлер Меркель уйдет в отставку, и вместе с ней может уйти и нынешняя политика Германии по отношению к Пекину как не соответствующая меняющимся политическим настроениям в самой Германии и других странах Европы. Важно отметить, что «зеленые», у которых есть хорошие шансы сформировать правительство после выборов, уже заявляют, что готовы резко сменить курс по отношению Китаю.
Примечательно, что «зеленые» призывают Берлин проводить политику в отношении Китая, отражающую интересы всей Европы, а не только Германии. Одновременно некоторые страны Центральной и Восточной Европы, особенно страны Балтии, разочарованные результатами своих отношений с Китаем в рамках так называемого формата 17+1 (то есть 17 стран Центральной и Восточной Европы, 12 из которых входят в ЕС, плюс Китай), все чаще призывают к формату 27+1 (то есть страны ЕС плюс Пекин), что обеспечит согласованный подход в отношении Китая.
Германия же, хоть и не раз заявляла в прошлом о своей поддержке общего курса по отношению к Пекину, на практике часто, не колеблясь, идет своим путем, по сути приравнивая интересы Германии (или точнее интересы немецких автопроизводителей) к интересам всей Европы. Если после ухода Меркель за обещаниями, наконец, последуют конкретные действия, то и политика Европы в отношении Китая станет более решительной.