Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL75.28
Поддержите нас English
  • 51465
Политика

«Путин и его банда должны знать, что они не навсегда». Что россияне отвечают в соцопросах об отношении к власти

Россияне готовятся к массовым протестам и смене власти, — к таким выводам пришла независимая исследовательская группа под руководством социолога Сергея Белановского. Эксперты изучили политические настроения в российском обществе в мае этого года, работа состояла из двух этапов: количественного (с помощью опросника Google) и качественного (в виде глубокого телефонного интервью). Именно эта группа ученых дважды сделала точные прогнозы, предугадав волну протестов 2011—2012 года, а затем нарастание социально-экономических протестов в 2014 году. Свежий опрос показал, что значительная часть россиян готовится к протестам, которые могут сопровождаться жертвами как со стороны протестующих, так и со стороны сотрудников силовых структур. Пропаганда больше не работает, а основной движущей силой протеста станут некогда аполитичные россияне. Именно они политизируются и в силу своей массовости будут определять идеологическую обстановку в стране. При этом, идейные сторонники Путина отказываются от него, критикуя за бессилие и недееспособность. Ранее экономист Михаил Дмитриев, анализируя это исследование, объяснил, почему новая волна протестов может случится в любой момент, в том числе во время парламентских выборов следующего года.

The Insider изучил доклад социологов и приводит самые яркие высказывания респондентов о власти, протестах и будущем России без Путина. 

Адресат агрессии: на кого больше всего злятся люди

Абсолютное большинство испытывает раздражение, направленное на федеральные власти и лично на Владимира Путина. Региональные чиновники упоминаются иногда с симпатией (мэры городов, реже губернаторы), но чаще с пренебрежением:

Нами управляет охранник! Охранник! Он (Путин) мог бы своего поставить вместо губернатора! И то было бы лучше, он бы нас так не раздражал, мы бы его добровольно кормили (ж, 39, Тула)

Я испытываю ненависть на систему в целом, ненависть к государству, выстроенному Путиным, потому что сам механизм не работает (ж, 30 Санкт-Петербург)

Раздражение на федеральные власти, которые так держатся за кормушки, что назначили таких региональщиков, которые не умеют работать (ж, 49, Иваново)

Я испытываю гнев на власть. Нет реальной помощи. Федеральным властям плевать на регионы (ж, 23 Тула)

Раздражение? Это ненависть уже! Надеюсь, эту хунту кремлевскую привлекут к ответу (ж, 51, Подмосковье)

Я работал в этой системе, но ушел по идейным соображениям, лишившись иллюзий. Для нашего государства каждая отдельная личность — мусор, они будут все зачищать, чтобы пожрать подольше и посытнее (м, 58, Курган)

Злость зашкаливает из-за степени глупости решений власти. Они вообще не способны принимать адекватные решения. Их надо смести, к черту! (ж, 60, Санкт-Петербург)

Народ живет плохо. За это я ненавижу власть и лично президента (ж, 68, Нижний Новгород)

Задолбала эта власть с поиском внешних врагов! Они сами и есть главные враги, особенно те, кто сейчас в бункере прячется (м, 54, Псков)

Путин и его банда должны знать, что они не навсегда. Пусть молятся не о продлении своих полномочий, а о возмездии судебном, а не возмездии толпы (ж, 54, Москва)

А какая власть? Сейчас безвластие. Вот на это и злость. Не можешь — уходи, освободи место тем, кто может (ж, 63, Ростовская обл.)

Спектр политических настроений: отношение к действующей власти 

Демократические оппозиционеры: люди, выступающие за изменение политической системы и считающие, что с Путиным никакое развитие невозможно

Нам не нужен лидер, чтобы объединиться. Закончится карантин, мы сами выйдем. А во власти может быть любой человек, который будет честно выполнять свою работу по законам своей страны. Желательно не старше 60 лет, и не больше 2 сроков по 4 года. А за это время при нормальных демократических процедурах появятся новые кандидаты (ж, 60, Петрозаводск)

Все уже ждут, когда в соцсетях кинут клич «пошли», мы все пойдем. Никакой лидер нам не нужен (м, 62, Петропавловск-Камчатский)

У людей чувство бессилия, поэтому и не выходят. Люди обсуждают политику на уровне диссидентства (м, 31 Тюмень)

Увеличились опасения по поводу экономической ситуации. Раздражение на власть. Но люди обсуждают это дома. Страх жестокой расправы. Люди будут терпеть (ж, 42, Реутов)

Аполитичные: что говорят люди, утверждающие, что не обладают собственными упорядоченными убеждениями 

Я буду помогать в тылу. Укрывать кого-нибудь, снабжать протестующих едой (ж, 47 лет, Иваново)

Лично у меня раздражение давно, еще с 2011 г. А в моем окружении в самое последнее время многие развернулись на 180 градусов. Теперь они испытывают раздражение на Главного, и все ждут, когда можно начать протесты и власть поймет, что уходить все равно придется (ж, 62, Камчатка)

Сколько можно помогать всем подряд и решать внешнеполитические проблемы, которые что-то не только не решаются, но и усугубляются. Займитесь внутренней политикой. Люди стонут уже. Когда мы поняли, что к нам относятся как к быдлу, крупицы оставшегося доверия упали (ж, 48, Сочи)

 Бывшие сторонники Путина: что говорят люди, разочаровавшиеся во власти

Путину поверили, что он несет идею российской уникальности — доброты, терпимости, что действительно привлекает людей во всем мире. А он думает только про благополучие, свое собственное, и своих друзей из ОПГ «Озеро» (м, 55, Краснодар)

Нам нужен лидер. Без лидера, без идеи объединения российского народа, который способен привлечь в Россию людей из самых разных стран, невозможно развивать страну. А Путин просто опозорился. Так вести себя в трудный час для страны! Спрятался в бункере! Даже Трамп оказался более достойным лидером (м, 61, Москва)

Сторонники Путина: как люди аргументируют поддержку власти

Путин поднял страну с колен. Восстановил армию. Я не вижу никого более достойного (м, 51, Подмосковье)

Он добился того, что другие страны нас боятся, а не вытирают ноги и не смеются, как это было при Ельцине. Только за это необходимо чтить Президента. Это было непросто. И он выстоял (м, 62, Тула)

Наивно думать, что кто-то хочет с нами дружить! Все хотят отхватить себе кусок нашей территории. Еще Мадлен Олбрайт говорила, что у России слишком большая территория, которой она не может распоряжаться. — А Россия может? — Может, все делается. Дайте только срок. У Путина было мало времени (ж, 59, Санкт-Петербург)

Я понимаю. Мы — люди прошлого века. И наш Президент — человек прошлого века. Нас он устраивает. Мы никогда так хорошо не жили. Но молодым людям нужен другой Президент (ж, 84, Подмосковье)

Какие последствия люди ожидают 

Более половины респондентов считают, что сложившаяся ситуация приведет с серьезным социально-политическим потрясениям. Часть выборки опасается экономических потрясений. При этом многие отмечают, что, наряду с тревогой, протесты дают надежду на улучшение дел.

Протесты будут. Я их боюсь, но понимаю, что нужно менять власть. Даже плакаты придумываю (ж, 55, Нижний Новгород)

Думаю, будут возмущения. Протесты – это нормально. Просто пока мешает коронавирус (ж, 57, Челябинск)

Люди дошли до точки. Думаю, будет бунт. Но люди выйдут, когда будет явная несправедливость. Как в Москве прошлым летом (женщина, 30 лет, Москва)

Революция, скорее всего, будет. Терпение народа лопнет, (ж, 71, Томская обл.)

Насчет того, насколько жесткими будут столкновения народа и властей, мнения разделились. Часть респондентов считает, что жертв будет больше, чем в 1991 году, при относительно мирной смене власти. Тогда население было менее озлобленным, а власть — менее циничной.

Протесты будут. Я этого очень хочу. Но все это будет сопровождаться жертвами. Они (власть) до последнего будут защищать уже не только свое состояние, но свои шкуры. Они боятся не дожить до Гааги (ж, 51, Москва);

Учитывая, что в Росгвардию набрали каких-то маньяков, ведь нормальные люди не пойдут воевать со своим народом, эти маньяки будут защищать власть. Будет гораздо хуже, чем в 91 году (ж, 68, Нижний Новгород)

Как в 91 году это точно не будет. Тогда не было такой агрессии в отношении властей (м, 58, Курган)

Тем не менее, некоторые опрошенные считают, что обойдется без кровопролития — власть на это не пойдет. При этом многие считают, что серьезных потрясений не будет: страх людей перед репрессиями слишком велик.

Все понимают, что надо протестовать, но власть будет жестоко подавлять, поэтому серьезных изменений не произойдет. Или будут говорить, что нельзя собираться на митинги из-за эпидемии (м, 35, Подмосковье)

Путин понимает, что произошло много перекосов, сбоев в медицине, в образовании, в экономике. Поэтому он заменил прежнее, непрофессиональное правительство. Мишустин — крепкий хозяйственник. Люди это понимают. Они не будут протестовать (м, 81, Москва)

Путин убедит людей, что этого делать (протестовать) не нужно. И его поймут. Он не жаждет крови. Он понимает, что ему нужна смена, просто пока он не видит ее (ж, 84, Подмосковье)

Желаемая форма правления: какой люди хотят видеть власть

В начале 2000-х основная масса населения поддерживала идею «сильного лидера». Сейчас же опрос показывает, что люди разочаровались в единоначалии и в политическом единомыслии, поддерживаемого пропагандой. Примерно две трети сообщили, что предпочли бы парламентскую форму правления.

Наш национальный лидер, по-моему, показал, что необходимо в корне менять не только его, но сам подход к политической форме правления (м, 35, Великий Новгород)

Я бы не хотела выбирать между Путиным и Навальным. Навальный – это второй Путин. Популист и диктатор. Еще один диктатор доведет Россию до распада. Хотя, может быть, распад — это спасение (ж, 50, Петропавловск-Камчатский)

Нельзя допустить единоначалия. Должна быть система сдержек и противовесов. Реальный федерализм, полномочия у регионов. А в идеале надо, чтобы каждая социальная группа имела свое представительство в парламенте. И пусть они там договариваются (м, 39, Воронежская обл.)

Хорошо бы попробовать парламентскую республику. Хотя многие в моем окружении говорят, что мы к этому не готовы. Но, с другой стороны, ни одно общество не рождается готовым к парламентаризму. Да, понадобится пара электоральных циклов, чтобы освоиться. Но в конечном итоге это будет на благо (м, 55, Томск)

Выводы

Государственная провластная пропаганда перестала действовать. Во всех сегментах общества она вызывает все большее неприятие. Основным объектом негативных высказываний стал лично президент Путин, а основной претензией к нему то, что он не оправдал возлагавшихся на него надежд и выстроил государственную систему, которая не работает. В разрезе электоральных сегментов анализ тренда общественных настроений позволяет сделать три основных вывода:

1. Наиболее массовый сегмент — люди, прежде не интересовавшиеся политикой, «аполитичные». В настоящее время они политизируются, и в силу своей массовости смогут определять идеологическую обстановку в стране. В период с 2014 по 2018 гг. под влиянием пропаганды в их сознании возобладала идеология «Крымнаш», однако затем идеологический маятник качнулся в противоположную сторону, а именно в сторону демократической идеологии. Демократическая оппозиция, ранее бывшая маргинальным сегментом, в настоящее время может получить массовую поддержку со стороны бывших «аполитичных».

2. Чрезвычайно важным электоральным событием является уход от Путина его идейных сторонников, «правых державников». Этот сегмент слабо изучен российской политологией. Тем не менее, несомненно, что ныне входящие в него люди, как и большинство российского населения, критикуют Путина за его слабость и недееспособность. Трудно сказать, поддержит ли этот сегмент современных российских «демократов». Но с уходом в оппозицию этого сегмента Путин потерял последнюю идеологическую опору в обществе.

3. Ныне сегмент сторонников Путина состоит из нескольких практически не связанных друг с другом субсегментов, лишенных общей идеологии. В случае возникновения массовых протестов эти люди не встанут на поддержку Путина.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari