Похвалы, которыми Трамп во время своей избирательной кампании осыпал Путина, связаны с его попытками построить небоскреб в Москве, и это крайне серьезный конфликт интересов, пишет вашингтонский корреспондент The New Yorker Райан Лизза. The Insider предлагает полный перевод статьи.
11 октября 2015 года,через четыре месяца после того как Дональд Трамп вступил в президентскую гонку, он впервые сделал серьезный комплимент Владимиру Путину. В то время Россия оказалась под экономическими санкциями из-за захвата Крыма Путиным и вмешательства в восточноукраинский конфликт; ее международная изоляция усиливалась. Несколькими днями раньше президент Обама осудил путинские авиаудары в Сирии. «Думаю, я, вероятно, смогу с ним очень хорошо поладить», — сказал Трамп о Путине в эфире программы CBS Face the Nation, при этом воздержавшись от любой критики российского лидера. Многих удивляло, что Трамп, боровшийся тогда за выдвижение в президенты от антироссийски настроенной Республиканской партии, был так подобострастен по отношению к бывшему главе ФСБ, за которым значится немало нарушений прав человека.
Возможно, теперь у нас есть объяснение. 28 октября 2015 года, примерно через две недели после этого интервью, Трамп, как сообщает The Washington Post, подписал письмо о намерениях построить в Москве здание под своим брендом.
Долгий роман Трампа с Путиным продолжился и после подписания этого документа. В декабре Путин ответил на похвалу Трампа, назвав его «талантливым человеком» и «абсолютным лидером президентской гонки». Трамп ответил заранее заготовленным заявлением: «Это всегда большая честь — получить такие комплименты от человека, которого так уважают в его стране и за ее пределами. Я всегда чувствовал, что Россия и США способны прекрасно сотрудничать, чтобы победить терроризм и восстановить мир во всем мире, не говоря уже о торговле и всех прочих выгодах, которые принесет взаимное уважение».
Панегирики российскому президенту продолжились и в последующие недели. Самую высокую планку Трамп установил, когда, защищая Путина от обвинения в убийстве журналистов, сделал шокирующее заявление: «Он управляет своей страной, по меньшей мере он лидер, в отличие от того, что есть у нас в стране. Я думаю, наша страна тоже много кого убивает».
Попытки Trump Organization построить здание в Москве в конечном счете закончились ничем, так как, согласно The Washington Post, «не было ни земельного участка, ни разрешений на строительство». Но, несмотря на эту неудачу, попытки Трампа заключить сделку в то время, когда он вел свою кампанию и агитировал за установление более дружественных отношений с Россией — враждебным зарубежным государством, от которого зависела судьба сделки, — это уже скандал, даже вне прочего контекста. А после подробностей, которые на этой неделе раскрыли The New York Times и The Washington Post, скандал смотрится еще намного хуже.
Как пишет The New York Times, в сентябре 2015 года давний партнер Trump Organization Феликс Сатер, который организовал для компании несколько сделок с недвижимостью, в том числе строительство отеля Trump SoHo в Нью-Йорке при участии российских девелоперов, написал по электронной почте Майклу Коэну, тогда исполнительному вице-президенту компании, и предложил план строительства в Москве; это письмо связывает воедино бизнес-интересы и политические амбиции Трампа. «Я подключу Путина к этой программе, и мы сделаем так, что Дональда выберут, — писал Сатер. — Мы оба — и никто больше — знаем, как это провернуть, чтобы нам не помешала чья-то глупость или жадность. Я знаю, как это сделать, и мы это сделаем. Дружище, наш парень станет президентом США, мы можем это устроить. Я привлеку к этому всю путинскую команду, гарантирую».
По сообщению The Washington Post, в середине января, вскоре после того как Трамп сделал свое заявление по поводу убийств журналистов, Коэн попытался заручиться поддержкой одного из самых близких к Путину людей — его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. «В последние несколько месяцев я работаю с компанией, базирующейся в России, над проектом строительства Trump Tower в московском Сити, — написал он на публично доступный адрес электронной почты Пескова. — Не буду вдаваться в подробности, но контакты между нашими двумя сторонами заглохли. Так как этот проект очень важен, прошу Вашего содействия».
Появление этой информации представляет для президента две очевидные проблемы. Во-первых, Трамп занял политическую позицию — причем глубоко противоречащую позиции его же собственной партии, — которая должна была принести ему личную выгоду. Это поразительный конфликт интересов. Во-вторых, его (а также его подчиненных и их партнеров) заявления и действия могут стать материалом для расследования по поводу препятствования правосудию, которое специальный прокурор Роберт Мюллер начал этой весной, после увольнения директора ФБР Джеймса Коми. Чем больше признаков того, что Трампу было что скрывать, тем сильнее будет обвинение.
Тем временем Россия продолжает удерживать Крым, продолжает интервенцию в Восточной Украине, ее военные самолеты с выключенными транспондерами летают над Балтийским морем, а президент отказывается выделить это как особо значительную угрозу. «Я рассматриваю многие страны как угрозу для безопасности», — сказал он в понедельник в Белом доме, отвечая на вопрос финской журналистки о российских самолетах. Трамп добавил: «Надеюсь, нам не придется это делать, но если придется, мы справимся с этими угрозами».