Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD96.95
  • EUR106.42
  • OIL76.85
Поддержите нас English
  • 1494

Возможно, Трамп помилует бывшего главу своей избирательной кампании Пола Манафорта, но ложь Манафорта следователям может дать команде Мюллера куда больше, чем он сам ожидал, пишет член редколлегии The New York Times Кристиан Фариас. The Insider предлагает полный перевод статьи.

С тех пор как 18 месяцев назад спецпрокурор Роберт Мюллер начал расследование российского вмешательства в выборы, ему мало что было сказать. По сути, за него говорили процессуальные документы и выступления его юридической команды, так как закон и факты приводили ко все большему количеству обвинительных заключений, приговоров и судебных решений — в основном в его пользу.

Но в пятницу мы, возможно, дождемся от Мюллера самого большого откровения за все время расследования. Федеральный судья вызвал в суд бывшего руководителя президентской кампании Трампа Пола Манафорта и прокуроров — чтобы больше узнать о масштабах его «преступлений и лжи» в ходе сотрудничества со спецпрокурором. Мюллер обвинил Манафорта в нарушении его соглашения с государством о признании вины. Манафорт же в среду сообщил суду, что в пятницу не явится, а его интересы будет представлять адвокат.

По иронии судьбы, Манафорт сам навлек на себя эти новые неприятности. Команда Мюллера уведомила судью о том, что бывший советник президента лгал ФБР и команде спецпрокурора «по различным вопросам», добавив, что откладывать вынесение ему приговора больше нет причин. И все же трудно не задаться вопросом, не было ли все это частью блестящей стратегии Мюллера, и какие еще последствия может принести гамбит Манафорта.

Эта неделя уже оказалась знаковой и принесла напоминания о надувательстве со стороны объектов расследования Мюллера. Игры начались в минувшие выходные, когда федеральный судья отклонил последнюю попытку советника кампании Трампа Джорджа Пападопулоса избежать отбывания 14-дневного тюремного заключения за ложь перед следователями.

После вынесенного в сентябре приговора Пападопулос стал постоянным героем Fox News и твиттера, где жаловался, что государство его подставило. «Продолжаю борьбу!» — написал Пападопулос в твиттере в воскресенье вечером, за несколько часов до переселения в федеральную тюрьму, где ему придется приостановить свой публичный крестовый поход против Министерства юстиции и ФБР, которые, как он теперь утверждает, активно сотрудничали с британской разведкой, чтобы проникнуть в штаб Трампа.

Затем на сцене появился лично Манафорт. В том, насколько правдивым или полезным для расследования будет один из ближайших советников президента Трампа, всегда были сомнения. Но в сентябре Манафорт удивил многих, когда, казалось, он бросил президента, признал себя виновным и согласился сотрудничать с расследованием Мюллера. Но, оказывается, у Манафорта были другие планы: поздно вечером в понедельник мы из судебных документов узнали, что команда Мюллера закончила работу с Манафортом.

«После подписания соглашения о признании вины Манафорт совершил федеральные преступления, солгав ФБР и канцелярии спецпрокурора по различным вопросам, что представляет собой нарушения соглашения», — говорится в заявлении стороны обвинения.

Пол Манафорт (в центре) в зале суда

Во вторник The New York Times сообщила, что на протяжении всего своего предполагаемого сотрудничества Манафорт поддерживал через одного из своих адвокатов тесные контакты с юридической командой президента. Эти разговоры были возможны благодаря соглашению о совместной защите. Это распространенная практика в сложных случаях при обвинении «белых воротничков», но очень необычное, если не полностью беспрецедентное решение в ситуации, когда обвиняемый согласился сотрудничать со следствием.

Майклу Бромвичу, бывшему генеральному инспектору Минюста и юристу в команде Руди Джулиани, когда тот был прокурором Манхэттена, пришлось рассказать о несомненной договоренности Трампа и Манафорта за спиной Мюллера: «Джулиани должен был разорвать соглашение о признании вины любого, кто действует в качестве двойного агента, и заставить большое жюри расследовать препятствование расследованию со стороны юристов».

Чтобы не отстать, Роджер Стоун, название книги которого «Как убить Глубинное государство: борьба за спасение президента Трампа» может помочь объяснить, что он задумал, в компании с теоретиком-конспирологом Джеромом Корси, начал медиакампанию против бюро спецпрокурора Мюллера. От деталей хитроумного плана Корси голова идет кругом. Трудно отделаться от ощущения, что все это крючкотворство — лишь шоу, предназначенное для одного зрителя: лично президента Трампа.

Президент отреагировал на события этой недели потоком раздраженных тирад и ретвитов в худших традициях ультраправой лихорадки. «Пока в отвратительных фейковых новостях делают все возможное, чтобы не сообщать об этом, — написал он в твиттере в среду, — по крайней мере три крупных игрока намекают, что злобная демократическая банда Мюллера преступно приказывает свидетелям лгать в обмен на улучшение их положения. Это наша эра Джозефа Маккарти!»

Пападопулос, Манафорт и Корси дают Трампу сигнал, что остаются лояльными к нему, несмотря на первоначальные попытки сотрудничать с прокурорами

В той или иной степени в том, что делают и Пападопулос, и Манафорт, и Корси, нет ничего нового. Поливая грязью работу Мюллера, которую он ведет невозмутимо и в полном соответствии с законом, они дают президенту сигнал, что остаются лояльными к нему, несмотря на их первоначальные попытки признать хотя бы некоторую часть вины и сотрудничать с федеральными прокурорами.

Принесет ли это им помилование или какие-то перемены, может знать только президент. Но нельзя отрицать, что от их действий пахнет вмешательством. Это ощущение усугубляется тем, что недавно Трамп назначил исполняющим обязанности генерального прокурора Мэтью Уитакера — назначение, которое почти гарантирует, что президент сделает все возможное, чтобы тормозить работу Мюллера на каждом шагу и, вероятно, добиться того, чтобы она полностью заглохла.

А это возвращает нас к Манафорту и предстоящему ему разбирательству в суде. Дадут ли пятничное заседание или будущий приговор экс-главе кампании Трампа представление о резервном плане спецпрокурора, о том, что известно Мюллеру, — пока его не остановит Уитакер? Покажет только время.

Но даже если в пятницу этого не случится, давайте не будем забывать первого советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна. Прошел почти год с тех пор как Флинн в федеральном суде в рамках сделки признал себя виновным во лжи следователям о своих тайных интрижках с русскими, и за неделю до Рождества он должен быть приговорен. В рамках этой сделки Мюллер уже согласился настаивать на более мягком приговоре при одном условии: Флинн должен оказать «существенную помощь в расследовании или судебном преследовании другого лица, совершившего преступление».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari