«Сегодня нет того всеобщего страха перед мировой войной, который был во времена СССР. Но есть четкое понимание, что мир небезопасен и в нем господствует не право, а сила, точнее — право сильного, «а слабых — бьют!». И в таком мире каждой стране нужно укрепляться, делать ставку на себя. Хорошо бы, конечно, еще иметь союзников, но у нас их мало и большинство ненадежны. Поэтому образ «Крепости Россия», который лет пятнадцать назад казался достоянием маргиналов и ультранационалистов, сегодня стал мейнстримом. Мы должны укреплять эту крепость, с тем, чтобы выстоять при любом повороте событий: такая идея разделяется и властями, и огромным большинством россиян. При этом нет стремления к изоляционизму и «войне со всеми»: мы хотим мирно жить, но по принципу «вы нас не трогайте, и мы вас трогать не будем».
Валерий Федоров, гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения
«Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы… Били англо-французские капиталисты… Били все — за отсталость… Помните слова дореволюционного поэта: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь»… Они били и приговаривали: «ты обильная» — стало быть, можно на твой счет поживиться. Они били и приговаривали: «ты убогая, бессильная» — стало быть, можно бить и грабить тебя безнаказанно. Таков уже закон эксплуататоров — бить отсталых и слабых. Волчий закон капитализма. Ты отстал, ты слаб — значит ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать… Вот почему нельзя нам больше отставать».
Иосиф Сталин. «О задачах хозяйственников». Речь на Первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.