Религиозный смысл русской революции
«Да и вообще как-то, мне кажется, подходить к русской революции с нерелигиозной точки зрения — это вернейший способ ничего не понять. Можно подходить с точки зрения статистической: вот столько-то народу убито, столько-то народу бежало, на столько-то лет отброшена страна в результате разрухи. И опять-таки, какая пошлость применительно к русской революции говорить о том, хорошо это было или плохо. Да христианство — это хорошо или плохо? Происходят великие события, они происходят помимо нашей воли, и логика их гораздо сложнее, чем любые попытки понять логику истории, объяснить ее материальными причинами. Это события религиозного масштаба, и о них и надо думать соответствующим образом».
«— …А через чего воюете? Сами не разумеете! По божьему указанию все вершится… А всякая власть — от бога. Хучь она и анчихристова, а все одно богом данная… А ну, слухай, зараз прочту тебе от Еремии-пророка сказание...— Это к чему же? Как понять? — спросил Григорий, плохо понимавший церковнославянский язык.— К тому, поганец, что бегать вам, смутителям, по горам. Затем, что вы не пастыри казакам, а сами хуже бестолочи-баранов, не разумеете, что творите... Слухай дале…— Как же это понять? — снова спросил Григорий, ощущая легкую досаду.Дед Гришака не отвечал, закрыл Библию и прилег на лежанку».
Михаил Шолохов. «Тихий Дон»