Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD96.07
  • EUR105.11
  • OIL78.78
Поддержите нас English
  • 9328
Мнения

Кто убил Соню Аверьянову? Размышления о трагедии на севастопольском пляже

В воскресенье 23 июня десятки отдыхающих на севастопольском пляже были ранены, пять человек погибли после того, как российская ПВО сбила над городом запущенную ВСУ ракету. Широкую огласку получила гибель дочери заместителя магаданского мэра Сони Аверьяновой. Российская пропаганда устроила из этого эмоциональное ралли, обвиняя Киев и Вашингтон в преднамеренном убийстве мирных жителей кассетными боеприпасами. Редактор The Insider Олег Пшеничный уверен, что ответственность за гибель мирных жителей лежит не только на пропаганде, которая продолжает как ни в чем не бывало заманивать людей в аннексированный Крым, и не только на Владимире Путине, начавшем эту войну, но и на самом отце погибшей девочки — чиновнике Аверьянове, который 18 лет служил в армии, но почему-то не отдавал себе отчет, что такое прифронтовой полуостров. А туристический сезон в Крыму тем временем продолжается — люди не отказываются от поездок.

EN

«Ничего здесь не бомбят… Все нормально»

Магаданская девятилетняя школьница Соня Аверьянова прилетела с родителями на летние каникулы за 11 тысяч километров — в Крым. Для отдыха семья выбрала «город боевой славы» Севастополь. Отец Сони — заместитель мэра Магадана, поэтому для него семейная путевка на популярный черноморский курорт не проблема. В Севастополе и рядом с ним есть несколько пляжных курортов, они ярко рекламируются в интернете и по телевизору.

В солнечное воскресенье 23 июня семья купалась и загорала на пляже Учкуевка, когда около полудня в небе вдруг стали раздаваться взрывы, и на людей посыпались раскалённые осколки металла (как потом скажут — «суббоеприпасы»). Один из этих осколков и попал в Соню. Девочка погибла. Всего погибших пятеро, десятки ранены. Это произошло в считанных километрах от военного аэродрома Бельбек (Севастополь).

Пляж и парк Учкуевка находится на месте селения крымских татар Уч-Кую («Три колодца»), который существовал здесь с XVII века, но уже к 1890-м годам деревня числилась «разоренной». После большевистской революции она вроде бы возродилась, но крымских татар здесь вдруг уже не оказалось, в 1926 году в Учкуе по переписи числились 37 русских и один эстонец. А потом селение было окончательно упразднено.

Военный аэродром Бельбек назван по одноименной реке к северу от Учкуя, в советское время он был военной авиабазой, а перед самым концом СССР прославился тем, что сюда приземлялся самолет Михаила Горбачёва, отдыхавшего в Форосе и чуть не свергнутого коммунистическими путчистами. Когда после развала Союза Крым стал автономией в составе Украины, аэродром частично переделали под гражданский, сюда и отсюда летали курортные рейсы в Киев и другие города, аэропорт развивался и даже получил статус международного.

Но в 2014 году Крым был аннексирован Россией, и Бельбек снова стал только военной авиабазой. Его постепенно окружили батареями ПВО и другими военными объектами, особенно после 2022 года. Впрочем, нет, оккупационные власти тоже пытались тут сделать гражданский аэропорт, и даже несколькими порциями выделили на это из Москвы больше трех миллиардов рублей, но деньги куда-то делись, а гражданский аэропорт так и не возродился.

Зато в Учкуевке бурно развивалась, как говорят в прессе, «туристическая инфраструктура» (как и в соседней, более крупной, Любимовке, которая вообще в двух километрах от аэродрома). В 2019 году здесь был разбит шикарный парк. Курорты активно рекламировались по всей России, и в интернете существуют десятки страниц, нахваливающих поездки сюда и продающих путевки. Уровень рекламы не снизился и после 2022 года: россиян убеждали, что Крым — оазис благополучия, «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», и всё в этом духе.

Учкуевка и соседняя Любимовка — совсем рядом с военным аэродромом, но это не мешало развивать там туристическую инфраструктуру

Это продолжается до сих пор — когда уже ясно, что блицкриг не удался, что Украина отчаянно защищается, и когда ее дроны и ракеты начали долетать до Крыма, чтобы обороняться от самолетов, ракет и кораблей, беспощадно расстреливавших из Крыма Днепр, Одессу, Николаев и десятки других украинских мест.

Последней широко известной украинской атакой на Бельбек был удар в середине мая, когда ракетами удалось поразить аэродром и повредить несколько боевых самолетов, сжечь склад ГСМ и несколько пусковых установок ЗРК С-400.

Тем временем атмосферу на пляжах хорошо передает сделанная накануне трагедии любительская съемка в Учкуевке. Видеоблогер рассуждает:

«Здесь всё нормально, всё спокойно. Новости смотришь: “В Севастополе бомбят...“ Ничего здесь не бомбят. Всё нормально. Может быть, бомбят где-то, когда-то, давно, далеко. А в самом городе всё отлично. Спокойно, люди отдыхают. Говорят, что в Крыму плохо. Ничего здесь не плохо, всё здесь хорошо! Не сказать, что это фронтовой город. Прямо вот реально не сказать. Вон, девушки красивые ходят... Некрасивые девушки тоже ходят...»

Вот сюда-то и приехали отдохнуть родственники заместителя мэра Магадана с его дочерью Соней.

Хроника трагедии и ее освещения пропагандистами

В воскресенье отдыхающие услышали «хлопки» где-то в небе неподалеку, а также увидели «задымление». Однако что происходит, никто сначала не понял — воздушная тревога не прозвучала, никаких предупреждений и объявлений не было (количество тревог недавно решили сократить, чтобы не нервировать отдыхающих).

И тогда на пляж просыпался огненный град….

А в 11:47 в своем Telegram-канале оккупационный глава Севастополя Развожаев объявил о том, что, оказывается, «завершено отражение ракетной атаки», в результате было сбито 5 украинских ракет, а на пляжах Учкуевка и Любимовка ранены 14 человек. Происходящее, как это обычно бывает, осознавалось постепенно: местные жители увидели, что к пляжам едут машины скорой помощи, соцсети наполнились свидетельствами очевидцев — на фото и видео с пляжа видно, что осколками ранены отдельные люди, которых окружают и оказывают помощь другие отдыхающие.

В 13:29 было заявлено, что пострадали 20 человек, Минобороны сообщило, что «совершена террористическая атака по гражданской инфраструктуре города Севастополь поставленными США оперативно-тактическими ракетами ATACMS, снаряженными кассетными боевыми частями», определив время атаки в 12:15 (видимо, с ошибкой на полчаса?).

Итак, московскому министерству понадобились 74 минуты, чтобы за 1850 км определить, какими и чьими ракетами производился обстрел, какая и чья ракета разорвалась над пляжем, и квалифицировать это как «террористическую атаку по гражданской инфраструктуре» (по пляжу дорогими и дефицитными ATACMSами?)

Тем временем, с полудня и до ночи наступили звездные часы диванных аналитиков и расследователей по фото из космоса со всех заинтересованных сторон. Даже турбопатриоты и Z-блогеры отмечали, что взрыв АТАСМS прямо над пляжем должен был вызвать куда более ужасные последствия, а осколки на фото больше напоминают C-300, но многие из этих сообщений были быстро удалены.

Но именно после того, как было растиражировано, что над пляжем взорвалась «американская ракета с кассетными боеприпасами», объявленное количество пострадавших стало стремительно расти. К вечеру официальные цифры гласили, что «погибли четыре человека, в том числе двое детей; за медицинской помощью обратился 151 человек, госпитализированы 82». Тогда же мэр Магадана сообщил, что погибла девятилетняя Соня Аверьянова, а ее отец дал первые интервью. Подавленный чиновник начинал с того, что сначала винил себя в гибели дочери, но постепенно перешел к проклятиям Украине и США и пообещал лично отомстить всем виновным в гибели девочки.

Наутро в Севастополе был объявлен траур, а вся российская пропаганда приступила к массированной отработке информационной повестки. «Повестку» венчал демарш МИДа, в своем фирменном «дипломатическом» стиле заявившего американскому послу Линн Трейси, что киевский режим, «опекаемый и вооружаемый Вашингтоном», совершил «новое кровавое преступление», нанеся «целенаправленный, сопровождавшийся многочисленными жертвами, включая детей, ракетный удар по мирному населению Севастополя», а США «несут равную с киевским режимом ответственность за это злодеяние».

Утром понедельника российская пропаганда приступила к массированной отработке информационной повестки

Американцам «напомнили», что целенаведение и ввод полетных заданий для ракет ATACMS «осуществляются американскими военными специалистами». Можно себе только представить, в каком тоне и какими словами с тех пор обрабатывает российского зрителя российское телевидение. Мария Захарова договорилась до того, что в православный праздник это было «ритуальное преступление» (видимо, «антинацистски» намекая на то, что Зеленский — еврей?).

Еще лежащая в севастопольском морге Соня Аверьянова была поднята на хоругвь пропаганды и стала символом преступлений киевского и вашингтонского режимов. Гибель девочки стала несомненным подарком для пропаганды, и, к сожалению, её большой удачей.

Неблагодарное и чаще всего пустое дело — устраивать расследование по сообщениям в Telegram-каналах, фотографиям и спутниковым снимкам. Я не собираюсь этого делать, хочу только задать один вопрос: что объединяет севастопольский пляж, стрельбу в Дагестане, трагедию в «Крокусе» и разрушенный жилой дом в Белгороде? Полное отсутствие профессионального следствия и суда, которые именно с этой целью уничтожены в России, и мумии, которые лишь тиражируют желания, оценки и приговоры верховного босса мафии.

Севастопольский пляж, стрельбу в Дагестане и трагедию в «Крокусе» объединяет отсутствие профессионального следствия и суда

Вся история цивилизации гласит, что лучшего, а в большинстве случаев и другого способа установить самые простые, а тем более сложные факты, кроме независимого следствия и суда, — нет. А при отсутствии фактов любые выводы становятся более-менее домыслом и спекуляцией, кроме самых поверхностных и очевидных. Международное независимое следствие российскими властями категорически не допускается — такая возможность уничтожена примерно во времена катастрофы малайзийского «Боинга» и «испанского диспетчера».

При этом все давно и прекрасно знают, что российская пропаганда врет ежедневно, глобально, бесстыдно и используя любые средства и жертвы: детей, женщин, трагедию и боль — только в интересах обезумевшего кремлевского диктатора. Но уже наутро весь набор фактов про «взорвавшийся над пляжем ATACMS, ранивший и убивший сотни мирных граждан» стал как бы общеизвестной истиной не только для официозной, но и для «оппозиционной», и для международной прессы. Как это происходит, хорошо известно не только в России, но и на примере Газы, когда мировая пресса рассуждает о «преступлениях Израиля» на основе «сообщений министерства здравоохранения ХАМАС».

Во всём этом дыму войны, крови, вспышкам слева и справа несомненно только одно — среди других курортников погибла ни в чем не повинная Софья Аверьянова, которую родители привезли на летние каникулы в тронутый войной Крым.

Отец-убийца

Олег Аверьянов родился в 1976 году в Крымске, но уехал во Владивосток, чтобы окончить там военное училище. Восемнадцать лет служил в армии, а после увольнения в 2011 году уехал в Магадан, где ему предложили должность начальника Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям мэрии, со временем стал и заместителем мэра стотысячного города. Вся его биография кричит о том, что если не по образованию (допустим, он троечник, как и большинство его коллег), то по многолетним навыкам службы он не просто должен, а обязан себе представлять, что такое прифронтовой полуостров, что бы ни было написано в рекламных буклетах. И вот после двух лет полномасштабной войны он покупает путевку и везет семью в оккупированный Крым.

18 лет служивший в армии Аверьянов обязан себе представлять, что такое прифронтовой полуостров

Но это уже отдых, а чем же заняты трудовые будни заместителя мэра между отпусками, помимо спасения Магадана от стихийных бедствий? Вот он ездит по Дальнему Востоку, проверяя, как перед отправкой на фронт чувствуют себя молодые люди, мобилизованные на войну в Украине. А вот Олег Аверьянов посещает бригаду морской пехоты, которая готовится ехать завоевывать Украину. А вот уже в этом апреле он с напутственным словом обращается к призывникам. Вся местная пресса пестрит кипучей деятельностью Аверьянова по подготовке, сбору и напутствиям молодежи, которую он с другими своими коллегами-начальниками собирает, экипирует и отправляет в соседнюю страну убивать и умирать самим.

Сколько же молодых людей он туда отправил и благословил? Думаю, это вполне поддается конкретному подсчету по документам, как и то, сколько оттуда не вернулись. С бóльшим трудом можно подсчитать, сколько украинцев именно его подопечные при этом убили, но то, что он соучастник всех этих убийств — несомненно. А теперь, с гибелью дочери, у него есть «законный повод» поднять ненависть и стремление убивать на новый уровень.

В центре — Олег Аверьянов
В центре — Олег Аверьянов

Олег Аверьянов — один из тех, кто не просто поддержал аннексию Крыма и Донбасса (и один из тех, на кого Путин знал, что может опереться, начиная полномасштабную войну), но и профессионально и трудолюбиво занимается вербовкой и мобилизацией пушечного мяса для этой войны, один из тех кто и разжигает эту войну, от которой теперь погибла его дочь. Удивительно, насколько он мог был уверен, что его-то семьи эта война не коснется, — настолько, что повез свою семью прямо туда, и как выяснилось, не на курортную жару, а в пекло войны.

Аверьянов профессионально и трудолюбиво занимается вербовкой и мобилизацией пушечного мяса для этой войны

Сейчас Путин и его люди будут на полную катушку использовать покойную Соню Аверьянову, «сакральные жертвы» — одна из их любимых фантазий. При этом, как уже сказано, они рассчитывают именно на то, что ни следствия ни суда и по этому конкретному поводу, да и вообще не будет. Однако есть смысл ни на минуту не забывать простые, базовые вещи, — что эту войну развязал именно Путин, что именно Российская Федерация напала на Украину, а во всей мировой правовой теории и практике есть понятие необходимой самообороны, и даже по условным ограничениям поставки американских вооружений Украина преследует законные военные цели, в данном случае направив свои ракеты даже не на 100-километровую зону территории России, а на свою законную территорию, где окопались военные базы оккупантов.

Российская власть во главе с Путиным изо всех сил пытается изображать в оккупированном Крыму «мирную жизнь», подобно ХАМАС создавая из мирных людей живой щит и десять лет поощряя туристические агентства, рекламу, телепропаганду к умственному и душевному разврату не только деморализованных, обманутых и сагитированных граждан, но и, прежде всего, своих собственных «патриотов» и верноподданных, таких как Аверьянов, у которого отшибло элементарные профессиональные инстинкты. Ну, а его дочь Софья — просто маленькая-маленькая щепка, даже память о которой сейчас сгорит в адском пламени пропаганды. Уже после катастрофы глава госсовета Константинов заявил: «Путевки — всё раскуплено. <…> Все понимают, где в реальности опасно, а где есть определенный риск. Скажу так: сегодня достаточно безопасно в Крыму, мы всех ждем. Все пляжи открытые, можно купаться, никаких проблем с этим нет».

«Сегодня достаточно безопасно в Крыму, мы всех ждем. Все пляжи открытые, можно купаться» — глава госсовета Крыма

На вопрос, поставленный в заголовке этой колонки, я готов ответить уверенно — Соню Аверьянову убили международный преступник Владимир Путин и его вооруженные силы, при активном соучастии и пособничестве её собственного отца Олега Владимировича Аверьянова.


* * *

Напоследок хочется напомнить, что лишь только по подтвержденным данным Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине, и только в мае 2024 года по меньшей мере 174 мирных украинских жителя были убиты российскими бомбами и ракетами, и 690 получили ранения.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari