Несмотря на прошедший в середине мая яркий и многочисленный митинг против реновации, у москвичей не прибавилось уверенности в том, что их мнение будет услышано. В популярной группе «Москвичи против сноса» каждый день появляются новые посты то с возмущениями, то с новыми предложениями, как все-таки можно еще попытаться что-то изменить. The Insider побывал в гостях у жителей трех домов в разных районах Москвы. Они рассказали свои истории и объяснили, почему не хотят уезжать в новостройки.
Большая Филевская, 12
Елена, детский психолог. Живет в квартире в этом доме вместе с мужем
Мы очень долго выбирали себе квартиру, в течение, наверное, года или больше. И мы остановились именно на этой. Прежде всего нас интересовал именно сталинский дом с толстыми стенами и высокими потолками. Были такие предпочтения. Шаговая доступность от двух станций метро, парк, набережная, вся инфраструктура здесь замечательная. Когда мы въехали в квартиру, нам пришлось делать ремонт, потому что дому достаточно много лет и квартира была, конечно, в запущенном состоянии. Мы полностью делали капитальный ремонт, у нас дорогая проводка, заложенная в стены. Мы делали всю разводку розеток, сколько мы хотим, для себя. Мы полностью заменили всю сантехнику на дорогую. Ремонт длился 3 месяца. Это было очень тяжело, потому что, во-первых, это закупка стройматериалов, это время, это огромное количество средств. Я себе с трудом представляю, что я еще раз теперь это уже должна пережить и, главное, не понимаю, зачем.
Никаких гарантий нет, что мне кто-то поможет при переезде. Кто будет демонтировать ту же самую кухню, например? Я вообще останусь без нее, потому что в новую квартиру встроенная кухня не подойдет. У нас огромная библиотека, доставшаяся от дедушки, ее перевозить – это целая эпопея. Кто будет это делать? За чей счет? Кто это будет все собирать? Мы с мужем живем здесь вдвоем. Мужу 54 года. То есть мы не обладаем уже таким ресурсом, чтобы все это делать... Мы хотим остаться здесь жить и провести старость в этом доме.
У нас были встречи с главами управ, у меня даже есть видеозапись, на которой я выступала. Ни на один вопрос компетентного и адекватного, и обоснованного ответа мы не получили. На каком основании вообще этот дом включен в список для реновации, ответа нам не было. Мы написали кучу жалоб и вопросов правительству Москвы, вплоть до президента, мне пишут только отписки.
При этом мы не имеем ничего против, чтобы снесли внутри квартала 2-3 дома, которые, в самом деле, ветхие, люди там живут в плохих условиях. И там люди не против. Это адекватная, нормальная ситуация. Но, повторюсь, у нас этот квартал очень удачно расположен, поэтому мы предполагаем, что здесь какая-то коррупционная составляющая со стороны инвесторов и управы, что ни к какой реновации это не имеет отношения.
Меня вообще возмущает все, что нарушает права человека, потому что, мне кажется, все-таки мы близимся к европейскому государству, а от того, что сейчас происходит, мне кажется, у нас идет обратный откат, мы движемся в сторону Африки, далеко не развитой, с племенным режимом.
https://www.youtube.com/watch?v=t1VvGFSKyww&t=2s
Квартира Елены
У меня создается впечатление, что либо наша верхушка власти вообще не компетентна ни в каких вопросах прав и свобод граждан, либо она нас считают совершенно такой серой, безмозглой массой, которая вообще не понимает, что у них есть права. Сказать, кто там кого обманывает, мне сложно, потому что я слышу Собянина, и он обманывает меня. Когда он говорит, что в списки попали только ветхие дома, а я вижу свой дом, у меня возникает внутреннее противоречие, мне кажется, оно закономерно и последовательно. И мне очень сильно кажется, что вообще власть очень далека от проблем народа.
Рязанский проспект, 49
Наталья, архитектор. Живет в квартире этого дома вместе с мужем
Мы купили эту квартиру 2 года назад, мы ее взяли, естественно, в ипотеку, мы долго ее выбирали. Я как архитектор прекрасно понимаю, какие сейчас дома строят, я знаю всю стройку изнутри, поэтому первое требование у меня было – это не новое жилье. Новостройки - это безумная экономия на материалах, на рабочей силе, мне кажется, все это знают. А у нас здесь толстые кирпичные стены. Здесь зимой тепло, а летом прохладно. Когда мы покупали эту квартиру, меня привлкло именно малоэтажное строительство. Я не хочу жить в коробке 25 этажей с большой плотностью населения. Здесь у нас очень маленькая плотность населения, все зелененькое, я могу спокойно вечером прогуляться и чувствовать себя, может, больше в безопасности, потому что все-таки вот это столпотворение не давит физически и морально на меня, как обычно это бывает в многоэтажных домах.
Мы вообще пытаемся общаться с соседями, не настойчиво навязываем им свое мнение, а хотя бы пытаемся как-то им разъяснить. Но это, конечно, трудно, потому что люди верят в основном телевизору, верят агитации, которая проходит среди населения. Никто из тех, кто выступает за снос, ведь вообще не читал законопроект, но они верят на слово. Поэтому, конечно, сложно. Но мы пытаемся общаться культурно и без агрессии, хотя в свой адрес я много ее слышу. Но я говорю: «Ладно, спасибо, я уважаю ваше мнение, вы имеете на него право». Но пока переубедить никого не получилось из тех, кто изначально был за снос.
Если бы мне предложили компенсацию за мой ремонт, за мои силы - потому что я потратила 2 года, мы делаем все сами, мы не ездим в отпуск, чтобы быстрее доделать этот ремонт - то, может быть, я еще подумала бы, поменяла свое мнение. Но, конечно, не хотелось бы в ближайшие 5-10 лет менять место жительства. То, что жалко ремонта - не единственная проблема. Главное, что нарушаются наши права, законопроект не учитывает мнения всех людей.
Осташковская, 17
Жильцам этого дома, казалось бы, удалось добиться того, чтобы его исключили из программы реновации. Однако, несмотря на это, люди все равно не верят, что это решение окончательное и жалуются на угрозы со стороны управы. The Insider поговорил с инициативной группой дома, которая активно выступает против сноса.
Светлана, житель дома
Я живу здесь седьмой год – это немало. Люблю дом как свою родину. Дом отличный, дом хороший. Это постройка 1937 года. Он принадлежал раньше погранинституту, и это были казармы для их учащихся. В 1987 году с ними произвели полную реконструкцию. То есть оставили стены, сейчас вы пройдете если в квартиру, посмотрите, что толщина стен составляет около 60 см. Посмотрите, какой у нас двор, о чем можно в Москве мечтать, как не о таком тихом доме? Сколько у нас зелени, какой у нас покой, от проезжей части мы закрыты, у нас рядом в 100 метрах речка, облагороженный парк, много детских площадок.
Да, наш дом в итоге убрали из списков на реновацию. Но мы знаем настроение управы, мы знаем, что они хотят нас впихнуть в этот список по максимуму. Вы понимаете, мы просто уже боимся. В полном смысле нам поступают уже угрозы. Вы представляете, какой инцидент произошел в кабинете замглавы управы Лукашова Романа Александровича - с ним никто не ругался, не предъявлял человеку никаких претензий, наши представители высказали свои сомнения в чем-то. Я считаю, что он, как представитель власти, должен был в чем-то разубедить или убедить. Но с его стороны прозвучала конкретная прямая угроза в адрес Николая Белова <один из жильцов дома, активно выступающий против сноса - The Insider>. «Передайте своему Белову, если он еще раз пойдет в 19 дом со своими агитациями, им займется ФСБ и МВД», - сказал он.
Ирина, бухгалтер
Я узнала, что мы попали под эту программу, от соседей. Сначала я даже не поверила в эту информацию, потому что дом не аварийный, не хрущевский. Все люди делают ремонты, мы вот тоже, еще даже не успели закончить. Я сама не ходила на митинг против сноса, потому что я таких мероприятий опасаюсь, где много людей собирается. Тем более, в таком формате, когда всех загоняют в какую-то ограниченную территорию. Я считаю, что это небезопасно. Но я наблюдала за акцией в интернете. По телевизору тоже показывали какие-то отрывки, которые представляли этот митинг, на мой взгляд однобоко. Показывали в основном тех, кто за снос... Мне лично совершенно не хочется попасть из хорошего добротного кирпичного дома в новостройку с ненадежными коммуникациями, без инфраструктуры, с непонятным окружением. Мне это совершенно неинтересно.
https://www.youtube.com/watch?v=_SXEFPnv0QU&feature=youtu.be
Квартира Ирины
Читайте также: «Исповедь переселяемых: «Снос нашего дома убьет мою семью».