Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 5836
Общество

«Или идете на практику, или забираете документы!». Студентов педвузов принуждают работать в школах в разгар пандемии

Студенты-старшекурсники нескольких московских педагогических вузов пожаловались на то, что их отправляют на принудительную практику в школы, обосновывая это необходимостью заменить пожилых учителей, находящихся в группе риска. Если в МПГУ студентам предложили и другие виды практики, то в МГПУ — только школы, причем студентам, не желающим рисковать здоровьем во время пандемии, угрожают отчислением. По словам студентов, практика начнется уже 18 числа, а когда закончится — неизвестно. The Insider поговорил с некоторыми студентами, попросившими не называть их имен.

Содержание
  • Студентка 5 курса МГПУ (городской педагогический)

  • Студентка 4 курса МГПУ (городской педагогический)

  • Студентка 5 курса МПГУ (государственный педагогический)

«На вопросы об опасности для жизни отвечали — вы и в метро можете заразиться»

Студентка 5 курса МГПУ (городской педагогический)

Все началось со слов «Департамент постановил…», мол, ситуация сложная, мы все должны понять и помочь, Москва в нас нуждается. И начали рассказывать, что университет меняет учебный план и у нас увеличиваются сроки практики, то есть мы её проходим с 18 октября и, внимание, «возможно месяц-полтора». «Вы же тоже не знаете, когда это все закончится, поэтому мы вам точных сроков дать не можем». Сразу посыпались вопросы, например, «что делать студентам из Подмосковья?». У них смена десяти видов транспорта, а сейчас отменили скидки для студентов на проезд в электричке. Это большие непредвиденные расходы. Как нам быть? Может ли это проходить в Подмосковье? Нам сказали: «Все это будет решаться, попробуем, поищем, посмотрим». Следующий вопрос с деньгами возник у ребят, которые работают. Мы все на пятом курсе, а у многих и на четвертом, третьем и втором есть работа. Разумеется, мы работаем в неучебное время, парам это не мешает. А вот с «практикой» уже несовместимо. Нам прямым текстом говорят: «Вы же на очной форме обучения. У вас есть работа. Если она вам мешает — увольняйтесь». Собственно, из-за этого и поднялся бунт, ведь многие себе оплачивают учебу как раз за счет работы. Практика, которая внезапно перерастает из четырех недель в семь, почему она неоплачиваемая? Никто сейчас не может взять отпуск на работе. О таких вещах за неделю не сообщается.

Наша практика должна была заключаться в том, что мы должны были проводить уроки в школе под присмотром преподавателей и учителей, но при этом прозвучали фразы: «Мы не можем вам сказать, чем вы будете там заниматься. Вы идете туда выполнять поручение директора школы. Если вам дадут возможность провести урок — это вам очень повезет. Не факт, что вы вообще будете чем-то по своему профилю заниматься». То есть чем мы будем заниматься? В каком объеме? Никто ничего не может сказать. Естественно, все стали приводить в пример медиков, которых весной отправляли работать в «грязных зонах». Да, ребят отправляли, но им за это заплатили. Были, конечно, те, кто пошел волонтерить, но, насколько я знаю, во втором медицинском идет счет волонтерских часов, который учитывается при поступлении в аспирантуру и ординатуру. У нас же никуда это не идет, просто увеличенная в два раза практика.


На вопросы о том, что они подвергают нашу жизнь опасности, говорят: «Вы и на станции метро можете заразиться». Тут проблема в том, что мы на эту станцию не пойдем, если нам не надо куда-то ехать. Одно дело, когда ты сам себя подвергаешь опасности, когда решаешь, что я пойду гулять, в магазин или ещё куда-то, но здесь совсем другое, когда тебя принуждает университет. Практика же ещё будет оцениваться, дневники практики будут, все эти документы. Были логичные вопросы о том, почему люди старше 65 лет сидят дома, а если у меня есть дома человек старше 65 лет, то всем все равно, и я должен идти? Сказали: «Ну, у всех бывают такие ситуации. Не расселять же вас теперь».

Важный момент для пятого курса. С нами не связались преподаватели, у которых мы пишем дипломные работы. У кого-то научный руководитель болеет, кому-то вообще не отвечает преподаватель. Нам помимо дипломов ещё сдавать ГОСы, ЕГЭ, а на дворе уже, извините, середина октября. Минус подготовка к ГОСам, которые будут весной, минус подготовка к сессии, которую никто не отменял. Минус полтора месяца — практика. Когда нам писать диплом? Один из преподавателей сказал нам на днях: вот вы уходите на 1,5 месяца, а когда потом будем восстанавливать все пропущенное — я не знаю. Нас предупредили, что декабрь будет перегруженным.

Со стороны вся эта ситуация выглядит так, будто университету поможет Правительство Москвы финансово за счет того, что мы так работаем, а нам помочь университет не хочет. За счет нашего ежедневного труда, за счет наших поездок в метро в разгар эпидемии университет может получить спонсирование. Я не понимаю, какая другая здесь может быть мотивация.

Вчера в нашей группе ребята позвонили сначала на горячую линию правительства Москвы, им сказали, что они впервые о таком слышат и зафиксируют себе этот вопрос. Предложили позвонить в Департамент образования. В Департаменте образования сказали: исходя из ваших слов, мы так понимаем, что это инициатива университета. Тогда мы переслушали начало записи собрания с директором института, где нам четко сказали: Департамент образования поручил студентам проходить практику в таком формате. Мы перезвонили ещё раз в департамент, нам посоветовали написать жалобу на портале mos.ru, но проблема в том, что жалоба обрабатывается до 30 дней.

The Insider позвонил в Департамент образования города Москвы и получил ответ:

«Московские ВУЗы не относятся к Департаменту образования. В нашем подчинения нет ВУЗов. У ВУЗов свои учредители — бывают частные лица, бывают государственные. Департамент образования с ВУЗами не содействует» <авторская грамматика сохранена — The Insider>.

Однако вот что сказано на сайте МГПУ:


«На вопрос: что делать тем, кто живет с пожилыми родственниками, ответили — думайте позитивно!»

Студентка 4 курса МГПУ (городской педагогический)

В субботу поступила информация, что, скорее всего, мы 19-го числа выходим на практику в школы. Нам ничего не сообщается кроме того, что эта практика будет длиться один-полтора месяца, да и это не точно, её могут увеличить. Ни на один вопрос нам четкого ответа не дали. Было очень много вопросов касаемо количества часов, которые мы проведем на практике, того, чем мы должны будем заниматься на этой практике, насколько вообще правомерно так менять вид практики. Изначально предполагалось, что мы проведем 15 уроков, сделаем отчет по практике, а нам в итоге увеличили количество часов и ничего не говорят о том, чем мы там будем заниматься. Далее был вопрос о том, что многие студенты проживают с родителями или бабушками/дедушками, которые старше 65 лет. Им непонятно, что они должны делать в этой ситуации, поскольку они не хотят подвергать родных такой опасности. На это нам дали ответ: «Выходите на практику!». Это прозвучало в очень грубой форме. Было видно, что в наше положение никаким образом не хотят войти и никак не будут помогать решать эту проблему. Ближе к концу собрания, после ряда всех этих вопросов об организации и наших попыток выяснить, что же вообще нас ждет и что с этим делать, нам предложили «не нагнетать обстановку, думать позитивно и задавать позитивные вопросы».

Также во время собрания многократно упоминалась ситуация со студентами-медиками, но мы посчитали такое сравнение нецелесообразным, потому что студентам-медикам за это платили, и они работали со своими коллегами. В нашей же ситуации получилось так, что учителей оставляют дома, а нас отправляют на их место в классы. Вот эта вот замена одного человека на другого неравнозначна тому, что было в случае с медперсоналом. Подводя итог этого собрания, мы по-прежнему не знаем, что нас ждет в школах. Мы по-прежнему не понимаем, сколько часов мы будем работать. Мы не понимаем, сколько будет длиться практика. Мы не понимаем, что будет с нашим образованием после такого большого перерыва без семинаров. Выпускные курсы не понимают, как они при этом должны параллельно готовиться к государственным экзаменам и писать ВКР. Университет ясно дал понять, что либо мы выполняем этот приказ и просто работаем бесплатно под видом практики неопределенное количество времени, либо забираем документы.

В МГПУ на запрос The Insider не ответили.


«Дистанционный формат во время эпидемии — большой плюс»

Студентка 5 курса МПГУ (государственный педагогический)

Распоряжение о практике нам пришло на почту в конце августа — начале сентября от сотрудницы университета, которая отвечает за практику, организует все это и согласовывает со школами. Кто выпустил это распоряжение, я не знаю, она нам об этом не сказала, просто поставила перед фактом. От этой сотрудницы нам пришло письмо, что практика будет проходить с 23 ноября по 25 декабря и в связи с ситуацией с коронавирусом у нас есть два варианта: либо в дистанционном формате, но мы должны записать несколько уроков и задания сделать, либо идём в школу с масками. Я так и не поняла, как мы будем выбирать, нам просто пришло письмо месяц назад — ничего дальше этого не продвинулось. Есть люди, которые очень переживают по поводу эпидемиологической ситуации, для них дистанционный формат — это большой плюс. Странно, что в других университетах не предложили такой выбор, тем более в педагогических. У нас в МПГУ не было такого: либо идёте в школу, либо забираете документы. Но у нас вообще за практикой, скажем так, не очень следят. Некоторые студенты могут совершенно спокойно не приходить на практику, в итоге просто сдать задания — и все у них будет хорошо. К сожалению, у нас это скорее ответственность и сознательность тех, кто учится в университете.

The Insider направил запросы в Департамент образования и науки города Москвы и в Министерство науки и высшего образования РФ. В Министерстве в ответ предложили обратиться в московский департамент образования (тот самый, который, согласно ответу по телефону сотрудника этого департамента, к ним не имеет отношения), а официального ответа из департамента так и не поступило.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari