Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.32
  • EUR100.28
  • OIL87.25
Поддержите нас English
  • 6627
Общество

«Представлялись членами „Единой России“» — как жителям Подмосковья навязали скандальную управляющую компанию "ПИК-Комфорт"

Содержание
  • Борьба с конкурентами

Управляющая компания «ПИК-Комфорт» в Подмосковье стала де-факто монополистом, жестко вытеснив всех конкурентов. Дома переходят под ее управление без ведома жильцов, которые потом жалуются на серьезные проблемы, но сменить УК им не позволяют. Жители обвиняют «ПИК-Комфорт» в массовой подделке протоколов и использовании админресурса. Нарушение пожарной безопасности, невыплаченные зарплаты консьержкам, неработающие лифты, долги за воду и свет — все это только часть скандалов, связанных с УК. The Insider разбирался, каким образом управляющая компания ПИКа завоевала рынок и чем она опасна для клиентов.

Огонь, вода и злые консьержки

Огонь

В мае 2018 года в Путилково в квартире на Сходненской, 23 случился пожар. Все жильцы дома успели вовремя выбежать на улицу, квартира сгорела полностью. В доме почти не было пожарных рукавов, а также не сработали оповещение о возгорании и система дымоудаления. Оказалось, что для предотвращения «воровства» рукавов сотрудники ПИКа вкрутили в гидранты саморезы с отломанной шляпкой. В итоге, как писали «Новые известия», пожарные, которые всегда меняют тонкие ПИКовские рукава на свои, более мощные, потратили в доме 23 по Сходненской целых 14 минут, чтобы с помощью топорика, грубой силы и крепких выражений справиться с изобретением «ПИК-комфорта». Пожарный инспектор заявил, что требовал от «ПИК-Комфорта» устранить нарушения еще в марте. Впоследствии виновность компании «доказана не была». Разгромный сюжет про пожар в Путилкове вышел на телеканале «Россия 24». В нем ответственность за инцидент возлагалась на «управляющую компанию», вот только ее название в эфире ни разу не произнесли.

В московском районе Северный недавно также произошла пожароопасная ситуация: по адресу Дмитровское шоссе, 124А однажды ночью в домовую сеть вместо 220 вольт было подано напряжение в 380 вольт. В результате в 16 квартирах выгорели все работавшие электронные приборы, была угроза возгорания. При этом в доме, по словам жителей, до сих пор отсутствуют противопожарные рукава, не работают приводы дымоудаления, пожарная сигнализация, система оповещения и система аварийного вызова диспетчерской службы, хотя он был сдан и начал заселяться еще в 2017 году. «ПИК-Комфорт» до сих пор отказывается признавать свою вину и возмещать людям нанесенный ущерб.

Вода

Жители не раз оказывались в заложниках «ПИК-Комфорта» из-за того что компания не платит поставщикам услуг. Так, например, у клиентов в Видном прошлым летом чуть не отключили горячую и холодную воду: управляющие компании задолжали местному водоканалу 90 млн рублей. В Центральном округе Москвы жителям за долги ПИКа отключала горячую воду Московская объединенная энергетическая компания (ПАО «МОЭК»). В сентябре этого года компания «ПИК-Комфорт» с трудом избежала банкротства: Московский арбитражный суд отказался рассматривать обращение кредитора в связи «с масштабностью работы ответчика, в ведении которого более 1,5 тысячи домов в разных городах России». При этом месяц спустя суд взыскал с управляющей компании в пользу ПАО «МОЭК» почти 48 млн рублей. Общая задолженность ПИКа перед этой энергокомпанией превышает 826 млн рублей.

Консьержки

В Видном против компании «ПИК-Комфорта» и ее дочек в марте 2018 года восстали консьержки: по словам жителя микрорайона «Завидное» Дмитрия Сытника, им не платили зарплату по несколько месяцев. При этом УК «Жилкомсервис-Бутово», связанная с ПИКом, взимала за консьержей по 375 рублей в месяц, но до работников эти деньги не доходили. Руководство утверждало, что выплатило деньги компании-подрядчику, однако показать документы об оплате отказалось. Аналогичная ситуация в июле того же года сложилась в Долгопрудном.

Проблемы с консьержами наблюдаются также и в том самом доме на Дмитровском шоссе, в котором чуть не произошел пожар. В каждом из 19 подъездов консьержи, по словам жителей, официально не трудоустроены, при этом «ПИК-Комфорт» выплачивает им зарплату с задержкой в несколько месяцев. Когда сотрудники попытались получить свои деньги, представители компании предложили им отправиться в ближайший магазин и попросить там бесплатно просроченные продукты, рассказали жители депутату Госдумы Денису Парфенову. По словам депутата, которого цитирует на своем сайте Московское городское отделение КПРФ, только за последний месяц совет дома направил в «ПИК-Комфорт» 20 официальных писем с требованиями о соблюдении норм. Все эти обращения руководство компании проигнорировало.

Когда сотрудники попытались получить свои деньги, в «ПИК-комфорт» им предложили отправиться в ближайший магазин и попросить там бесплатно просроченные продукты

Лифты

Кроме того, в домах, обслуживаемых ПИКом и подконтрольными ему компаниями, часто не работают лифты. По словам жителей Долгопрудного, ПИК расторг договоры с местной компанией «Доллифт», обслуживающей все лифты в городе. Дома теперь должна была обслуживать химкинская компания «Лифтовые инновации», которая располагала одной бригадой на весь Долгопрудный. В итоге жители могли месяц добиваться ремонта лифта. Аварийные кнопки для вызова диспетчеров были отключены. В «Лифтовых инновациях» жителям сообщили, что «Жилкомсервис-Долгопрудный» просто не купила аппарат, который принимает и передает сигнал кнопки.

Похожая ситуация в Солнечногорске: жители дома № 60 на улице Красной выстраиваются в огромные очереди к лифтам, поскольку из трех работает лишь один — самый маленький. В «ПИК-Комфорте» в ответ на запрос издания «Подмосковье сегодня» пообещали завершить ремонтные работы «в течение ноября». При этом там утверждали, что лифты сломались в середине октября. Жители говорят The Insider, что это ложь: один лифт не работает с незапамятных времен, а второй постоянно «обнуляется» посередине пути.

Очередь к лифту. Фото: "Типичный Солнечногорск"

Квартира в подвале

Известен ПИК и тем, что устраивает в домах жилье для своих сотрудников. Например, в одном из домов микрорайона Новой Москвы «Оранж-парк» было помещение, которое занимали сотрудники охраны, писали «Новые известия». Это прямое нарушение «Правил и норм технической эксплуатации жилфонда»: управляющая компания обязана содержать общее имущество собственников в надлежащем виде. На деле же помещения напоминали общежитие, а сотрудники охраны позволяли себе спать на полу в подъездах.

Точно такая же картина наблюдалась в Подольске — в подвале дома, обслуживаемого ПИКом, обнаружили «место отдыха» и «склад». «Попав в подвал, инспекторы обнаружили вполне обжитое помещение со столом, креслами, кухонной утварью, продуктами и даже унитазом. В подвале нашлось место также для складирования стройматериалов и автомобильных колес», — сообщали в Госжилинспекции. При этом в подвале использовалось электричество и водоснабжение, за которые платили собственники квартир. В ноябре ГЖИ предписала освободить подвал и обязала ПИК выплатить штраф в размере 125 тысяч рублей.

Фото: Государственная жилищная инспекция Московской области

УК, которую мы не выбираем

Лобня — записали задним числом

Чаще всего управляющие компании становятся собственностью «ПИК-Комфорта» еще до того, как это оформляется юридически, а жители узнают о том, что их домами управляет уже другая компания, лишь постфактум. Например, в декабре 2017 года жильцы четырех домов в подмосковной Лобне подали в суд на «ПИК-Комфорт» и УК «Жилкомсервис-Лобня». Они хотели отменить результаты «голосования» собственников, в результате которого дом оказался под управлением ПИКа. Собственники жилья заявили, что руководство «ПИК-Комфорта» подделало протоколы общего собрания собственников. Те выбрали долгопрудненскую УК «Сервис-Град», однако затем выяснилось, что дома были переданы в управление ПИКу.

ОМВД Лобни отказался возбуждать уголовное дело после проверки, однако в начале 2018 года собственники всех домов выиграли у «ПИК-Комфорта» в суде. Но это произошло только на бумаге: в реальности из Реестра лицензий эта УК не исчезла и по сей день успешно продолжает взимать плату с жильцов — в том числе за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, которые не были утверждены решениями общих собраний собственников. Сейчас под управлением ПИКа находится более 190 лобненских домов. Жильцы продолжают писать во все инстанции, однако областная прокуратура перенаправляет обращение в городскую, а та — в тот же лобненский ОМВД.

Видное — под прикрытием "единороссов"

В Видном на собрания жильцов приходили представители ПИКа, которые утверждали, что муниципальная управляющая компания «УК ЖКХ» банкрот и что дом окажется в ПИКе вне зависимости от желаний собственников. «Как правило, находили безразличного жильца и от его имени вели собрание, а сам человек и не приходил. Бывало так, что подделывали подписи инициаторов. Проходил месяц, и люди узнавали, что они в новой компании», — объясняет The Insider видновский юрист, гендиректор управляющей компании «Наш город» Максим Иванов. Также сотрудники ПИКа совершали поквартирный обход, составляли поддельный протокол общего собрания и отправляли его в жилищную инспекцию. В свою очередь ГЖИ без проверок сразу же вносила заявленный дом в реестр лицензий управляющих организаций.

Люди, ходившие по квартирам, представлялись членами общественной палаты города Москвы, членами партии «Единая Россия» и сотрудниками администрации

«Удивляла скорость, с которой Госжилинспекция Московской области включала в реестр лицензий «ПИК-Комфорт». Люди писали обращения в Госжилинспекцию (ГЖИ) и сообщали о нарушениях, о том, что в протоколе стоят не их подписи. В ответ ГЖИ посылала в суд, продолжая передавать дома в ПИК. Поскольку волна негодования выросла до предела, вся Московская область гудела. В Мособлдуме пришлось даже совещание собирать», — отметил Иванов.

Собственники квартир обратились в ГЖИ, Видновскую прокуратуру, УМВД и администрацию, а также подали иски в суд и выиграли (решения суда есть в распоряжении The Insider). В декабре 2018 года все многоквартирные дома Видного, которые были внесены в реестр лицензий «ПИК-Комфорт», вернулись в управление МУП «УК ЖКХ». В полиции было возбуждено семь уголовных дел, но никто не был привлечен к ответственности.

В итоге компания «ПИК-Комфорт» все равно подчинила себе Видное, рассказывает Иванов. По его словам, директорами МУП «УК ЖКХ» в последнее время назначались бывшие сотрудники ПИКа. После прихода на должность они заключали договоры подряда с дочерними компаниями «ПИК-Комфорта», и все дома обслуживались ими. Например, прошлым гендиректором МУПа была Галина Артамонова, до этого возглавлявшая УК «Фрегат» — «дочку» ООО «Маяк».

Солнечногорск — подделка протоколов

Председатель товарищества собственников недвижимости одного из домов Солнечногорска Ольга Муслакова рассказала The Insider, что до 2017 года большинство домов в городе обслуживала УК «Солнечногорск», но затем все дома от нее стали «переводить» под ПИК. Администрация города при этом говорила, что ПИК является «правопреемником» УК «Солнечногорск».

«Самое страшное — ПИК крышевался ГЖИ. Все собрания по выбору ПИКа в городе были сфальсифицированы, они не проводились физически, бюллетеней никто не подписывал. В ГЖИ ПИК сдавал только «левые» протоколы, подписанные их же сотрудниками, а не собственниками домов», — пояснила председатель ТСН. По ее словам, все протоколы города за несколько дней подписали некие Алеев и Дворянкин. «ПИК даже не успевал исправлять даты, адреса домов в протоколах, там много несоответствий», — вспоминает Муслакова.

Жильцы обратились в Отдел по борьбе с экономическими преступлениями местного Управления МВД с просьбой провести проверку и изъять бюллетени, по которым был написан этот протокол. «Ответ нас убил — полиция не смогла получить в ГЖИ бюллетени. Мы почти на 100% уверены, что их попросту нет», — рассказывает Муслакова.

В это же время жители домов проводили собрания по выбору других УК. Все протоколы собраний, где результат был не в пользу ПИКа, были признаны ГЖИ недействительными якобы из-за найденных нарушений. После этого жильцы всех домов обратились в городской суд. Суд признал протоколы голосования ПИКа по всем домам незаконными (решение есть в распоряжении The Insider). Несмотря на это, ГЖИ продолжала считать ПИК управляющей компанией Солнечногорска, а убрать его из реестра жильцы смогли только с помощью прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы.

Борьба с конкурентами

Бизнесмен Дмитрий Сытник купил квартиру в новостройке видновского микрорайона Завидное в 2014 году. Спустя два года «полного бардака и хаоса, когда никто ни за что не отвечает и ничего не делает», он решил создать в своем доме товарищество собственников недвижимости. Однако ПИК до сих пор отказывается выдавать ему необходимую документацию. По словам Сытника, он судится с ПИКом уже полтора года. «<Сотрудники ПИКа> мне предлагали взятки, чтобы я оставил эту идею», — заявил бизнесмен The Insider.

Похожую историю рассказывает и жительница Долгопрудного Светлана Кузьмина. В начале 2018 года «Маяк», которому принадлежит «ПИК-Комфорт», купил управляющую компанию «Жилкомсервис-Долгопрудный». По словам Кузьминой, после этого оперативно решить проблемы по обслуживанию дома стало невозможно. В конце прошлого года женщина хотела перевести дом в местную УК «Стройжилинвест». Однако директор этой компании в устной беседе сообщил ей, что проблемы ему не нужны: он уже принял несколько домов-перебежчиков из «ПИК-Комфорта», и теперь его «замучили проверками в ГЖИ» и штрафами.

Это не случайное совпадение: у «ПИК-Комфорта» тесные связи с областной Госжилинспекцией. Как рассказал The Insider Максим Иванов, сотрудники ГЖИ по совместительству являются сотрудниками «ПИК-Комфорта» и других частных управляющих компаний и принимают решения в их пользу. «Приведу пример: вы сейчас работаете в управляющей компании, а ваш директор говорит, что с завтрашнего дня вы будете работать в Госжилинспекции, конечно, на добровольной основе. Вас устраивают в ГЖИ и вы работаете как агент», — рассказывает он схему.

По словам Иванова, коррупция в сфере ЖКХ Московской области идет непосредственно от правительства региона. Если какая-либо компания хочет включить новый дом к себе в реестр, она должна «занести» в ГЖИ взятку в размере от 200 тысяч рублей — тариф ремонта и содержания, умноженный на площадь дома. «Я уже полтора года сужусь с ГЖИ. Денег не плачу, так они не дают работать. Они мне уже ничего не говорят — поняли, что не иду на их поводу. Просто отказывают в согласовании документов, и приходится идти в суд. А так все управляющие компании знают цену», — поясняет Иванов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari