Европейский суд по правам человека присудил 48 тыс. евро Фание Хайруллиной - вдове Жавдата Хайруллина, который в сентябре 2002 года скончался в здании Тукаевского РОВД Татарстана.
В сентябре 2002 года 51-летний Хайруллин был задержан вместе со своим знакомым Василем Васиковым по подозрению в убийстве Земфира Галлябиева. По версии следствия, дома у последнего между ними возникла ссора, в результате которой Васиков нанес удар палкой по голове Галлябиева, отчего тот скончался.
Как утверждал адвокат Васикова, На самом деле Галлябиева избили молодые люди, которым он вышел сделать замечание за шум, после чего проехали по нему на мотоцикле. Он смог вернуться в квартиру, где и скончался на своей кровати. Защитник Васикова установил фигурантов дела, однако те не были привлечены к ответственности.
Васиков и Хайруллин подверглись пыткам в Тукаевском ОВД. Васиков признался в убийстве. Позже суд признал его виновным в превышении пределов необходимой обороны и прекратил дело. Хайруллин потерял сознание, вероятно, в результате пытки противогазом, после чего сотрудники милиции инсценировали попытку суицида.
В ночь на 14 сентября Хайруллина нашли повешенным в здании Тукаевского РОВД республики. Уголовное дело в отношении милиционеров возобновлялось более 20 раз. В апреле 2009 года Ново-Савиновский районный суд Казани постановил выплатить вдове Хайруллина 250 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.
В январе 2011 уполномоченный России при Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин сообщил, что суды РФ установили нарушение прав Фании Хайруллиной и ее мужа, гарантированных статьями 2 и 3 Европейской Конвенции по правам человека (право на жизнь и запрет пыток), однако были приняты меры по их восстановлению.
В решении ЕСПЧ сказано, что Жавдата Хайруллина изначально задержали незаконно, после чего сотрудники милиции подвергли его пыткам. Прокуратура и Следственный комитет со своей стороны расследовали дело ненадлежащим образом.
Автор жалобы в ЕСПЧ, руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков писал, что в случае положительного решения ЕСПЧ правозащитники будут настаивать на возобновлении следствия и направлении дела в суд.