В интервью румынскому изданию Q Magazine патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) заявил, что атеисты и сторонники радикального секуляризма стремятся к идейному доминированию «над верующим большинством нашей планеты» и агрессивно пропагандируют свои идеи в публичной сфере.
«В абсолютном выражении число атеистов крайне мало. Они сконцентрированы в основном в обществах с самым высоким уровнем потребления, члены которых, видимо, полагают, что рай для них уже наступил», - сказал Гундяев. Он также выразил сожаление по поводу того, что верующие «нередко оказываются неспособны к коллективной защите своего права на религиозное мировоззрение».
А 26 октября на открытии VII Общецерковного съезда по социальному служению патриарх Кирилл раскритиковал США за бездомных на улицах. Он рассказал, что впервые увидел бездомных не в России, а в центре «процветающего, богатейшего» Сан-Франциско. «Сильно тогда это мое сердце ранило. Что же это за страна! Как она может называть себя великой!» — добавил патриарх.
Ранее Владимир Гундяев отметился смелыми утверждениями на тему законов о гомосексуальных парах. В мае 2017 года в ходе выступления в Киргизско-российском славянском университете (КРСУ) он сравнил их с фашизмом и апартеидом. Он также заявил, что «если закон порывает свою связь с нравственностью, он перестает быть для человека обязательным».
Владимир Гундяев и сам не один раз оказывался в центре скандалов, связанных с вопросами «нравственной природs человека» — патриарха обвиняли в непомерном стяжательстве и использовании средств налогоплательщиков (при формальном разделении церкви и государства).
В частности, Гундяев пытался отсудить у своего соседа, врача Юрия Шевченко, 20 млн рублей, за то, что из квартиры врача в Доме на набережной к нему в окно прилетала «нанопыль». Еще один скандал разразился, когда на руке Гундяева были замечены часы Breguet за 30 000 евро (которые фотослужба РПЦ затем стирала на фотографии, забыв об отражении на столе). Другой скандал был связан с разбирательством, на каком основании кортеж патриарха на деньги налогоплательщиков охраняет ФСО. Много обсуждений также вызвал дворец Гундяева, построенный в заповедной зоне под Геленджиком (причем строительством руководило Управделами президента). Вопросы также вызывал бизнес Гундяева в 90-х, когда, пользуясь налоговыми льготами, предусмотренными для бизнес-структур, учрежденных религиозными организациями, Отдел внешних церковных связей московской патриархии (возглавляемый Владимиром Гундяевым на тот момент) беспошлинно ввозил в Россию табак. Наконец, The Insider уже писал о том, что в своих поездках Гундяев предпочитает пользоваться элитными бизнес-джетами.