
Следственный комитет России прекратил расследование крушения самолёта Azerbaijan Airlines, разбившегося в Казахстане после повреждений, полученных в воздушном пространстве РФ. Об этом сообщил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. Его цитируют азербайджанские СМИ.
По словам министра, Баку получил официальное письмо от главы СК Александра Бастрыкина, в котором говорилось о прекращении расследования. «Безусловно, такой шаг вызывает у нас очень серьёзные вопросы», — заявил глава МИД Азербайджана.
Ранее Министерство транспорта Казахстана опубликовало новые материалы расследования катастрофы самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), произошедшей в 2024 году. Промежуточное сообщение о ходе расследования размещено к годовщине трагедии и содержит данные ряда экспертиз.
Как следует из данных, обнародованных Министерством транспорта Республики Казахстан, повреждения воздушного судна, по предварительным выводам комиссии, могли быть вызваны поражающими элементами боевой части, однако «установить их принадлежность не удалось».
Катастрофа Embraer E190 под Актау
Утром 25 декабря 2024 года потерпел крушение пассажирский самолет Embraer E190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный. После нескольких неудачных попыток посадки в Грозном экипаж принял решение следовать к аэропорту Актау. Самолет сделал два круга над аэродромом, после чего упал вблизи взлетно-посадочной полосы и загорелся. На борту находились 67 человек — 62 пассажира и 5 членов экипажа. В катастрофе погибли 38 человек, 29 удалось выжить, включая двух членов экипажа.
После аварии на уцелевших элементах хвостовой части, киле и рулях высоты обнаружили многочисленные отверстия. Выжившие пассажиры рассказывали о взрывах, которые они слышали в воздухе над Грозным. Эксперты указывали, что характер повреждений может свидетельствовать о воздействии поражающих элементов средств ПВО. Власти Азербайджана и авиакомпания заявили, что причиной крушения стало внешнее физическое и техническое воздействие. По данным источников в Баку, самолет был поражен ракетой класса «земля — воздух» в момент активности беспилотников, а его системы связи могли быть выведены из строя средствами радиоэлектронной борьбы.
Спустя несколько дней после катастрофы президент России Владимир Путин принес извинения президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, отметив, что трагедия произошла в воздушном пространстве России на фоне отражения атак украинских беспилотников. При этом Москва не признала напрямую, что крушение стало следствием работы ПВО.
Президент Азербайджана, в свою очередь, заявил, что повреждения корпуса и характер ранений пассажиров подтверждают факт внешнего воздействия. Он потребовал от России признания ответственности, наказания виновных и выплаты компенсаций пострадавшим. Позднее Алиев уточнил, что, по версии Баку, самолет сначала был выведен из строя средствами РЭБ, а затем получил серьезные повреждения в результате обстрела с земли.
В октябре 2025 года Владимир Путин признал, что в непосредственной близости от самолета взорвались две российские ракеты после вторжения украинских беспилотников в воздушное пространство РФ.