
Министерство транспорта Казахстана опубликовало новые материалы расследования катастрофы самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), произошедшей в 2024 году. Промежуточное сообщение о ходе расследования размещено к годовщине трагедии и содержит данные ряда экспертиз.
Как следует из данных, обнародованных Министерством транспорта Республики Казахстан, повреждения воздушного судна, по предварительным выводам комиссии, могли быть вызваны поражающими элементами боевой части, однако «установить их принадлежность не удалось».
Также отмечается, что следов взрыва на кислородных баллонах нет. Версия со взрывом баллона была одной из первых, после авиакатастрофы ее озвучивал министр транспорта Казахстана Марат Карабаев: «Руководитель полетов Ростова сообщил дополнительную информацию руководителю полетов Актау о том, что на воздушном судне <...> взорвался кислородный баллон, пассажиры теряют сознание, и запросил реанимацию по прибытии».
Экспертизы показали, что сквозные повреждения конструкции могли быть образованы металлическими фрагментами из сплавов на основе железа. Аналогичные выводы сделаны и по результатам исследования трубки гидравлической системы № 2: повреждения возникли из-за разрыва металла при контакте с твердыми внешними предметами.
Кроме того, комиссия сообщила о трудностях с извлечением данных из кассеты Центрального компьютера технического обслуживания: из-за термического воздействия информация оказалась недоступна. Для восстановления данных Казахстан ведет переговоры с американской стороной о проведении исследований у производителя карты памяти. Анализ кассет GPS, извлеченных из модульных блоков авионики, завершен, сейчас идет обработка результатов.
В рамках расследования также работают две специальные группы: одна анализирует оценку рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов и взаимодействии гражданского и военного секторов, другая занимается реконструкцией элементов гидравлической системы самолета. Окончательные выводы будут сделаны после завершения всех экспертиз и подготовки итоговых отчетов.
Катастрофа E-190 под Актау
Авиакатастрофа произошла утром 25 декабря 2024 года. Пассажирский самолет Embraer E190 авиакомпании Azerbaijan Airlines выполнял рейс Баку — Грозный. После нескольких неудачных попыток захода на посадку в Грозном лайнер направился к аэропорту Актау, где, сделав два круга над аэродромом, упал рядом со взлетно-посадочной полосой и загорелся. На борту находились 67 человек — 62 пассажира и 5 членов экипажа. В результате катастрофы выжили 29 человек, в том числе двое членов экипажа.
После крушения на уцелевшей хвостовой части самолета, а также на киле и рулях высоты были обнаружены многочисленные отверстия. Эксперты и выжившие пассажиры сообщали, что слышали взрывы в воздухе над Грозным, а характер повреждений указывал на возможное воздействие поражающих элементов средств ПВО. Азербайджанские власти и авиакомпания заявили, что самолет потерпел крушение вследствие внешнего физического и технического воздействия. По данным источников Баку, лайнер был поражен ракетой класса «земля — воздух» в момент активности беспилотников, а системы связи самолета были выведены из строя средствами радиоэлектронной борьбы.
Через несколько дней после катастрофы президент России Владимир Путин принес извинения президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, отметив, что инцидент произошел в воздушном пространстве России на фоне отражения атак украинских беспилотников. При этом российская сторона не признала напрямую, что причиной крушения стала работа ПВО.
Президент Алиев в свою очередь заявил, что повреждения корпуса и характер ранений пассажиров подтверждают внешнее воздействие, и потребовал от Москвы признания ответственности, наказания виновных и выплаты компенсаций. Позднее он уточнил, что самолет сначала был выведен из строя средствами РЭБ, а затем получил тяжелые повреждения в результате обстрела с земли.
В октябре 2025 года Владимир Путин признал, что вблизи самолета взорвались две российские ракеты после вторжения украинских БПЛА в воздушное пространство РФ.