Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.58
  • EUR92.81
  • OIL62.45
Поддержите нас English
  • 449
Новости

Сокращая платные места в вузах, российские власти навязывают выпускникам инженерно-технические специальности для ВПК — T-invariant

Глава Минобрнауки Валерий Фальков 22 декабря сообщил, что в 2026/2027 учебном году ведомство планирует сократить около 13% всех платных мест в российских университетах (примерно 45 тысяч мест). «Это, конечно, экономика, менеджмент, государственное муниципальное управление и юриспруденция. <...> Такого количества специалистов рынку труда не нужно», — заявил министр.

T-invariant проанализировал рейтинг российских школ, выпускники которых чаще всего поступают в лучшие университеты страны, и пришел к выводу, что абитуриенты выбирают платное образование преимущественно на социально-экономических направлениях. Государство же стремится навязать им бюджетные места для получения инженерно-технических специальностей, востребованных военно-промышленным комплексом.

В разборе T-invariant говорится следующее.

  • Доля абитуриентов, поступающих на платные места, как минимум последние три года превышает долю учащихся на бюджете. Если в 2017 году количество «платников» среди выпускников лучших школ составляло 30% («бюджетников» — 58%), то в 2025 году на платные места поступили 52% выпускников (38% — на бюджетные).
  • Наибольшее число поступающих на бюджет окончили школы, в которых готовят к поступлению на точные и технические специальности (56%), а также медицинские (40%). На платные отделения чаще всего идут ученики экономических (75%) и гуманитарных школ (61%)

«По статистике раньше из ста первоклассников [по окончании школы] 42 шли в вузы, а сейчас этот показатель в два раза меньше. Мест в вузах становится меньше, по популярным специальностям их становится еще меньше, потому что государство перераспределяет бюджетные места в сторону инженерии; многие выпускники школ не хотят туда, особенно из топ-300 школ. Государство систематически снижает доступность высшего образования, особенно по социогуманитарным направлениям. Вместо того чтобы сделать технические профессии привлекательными и заниматься хорошей подготовкой инженеров, они просто не дают идти на другие специальности», — рассказал T-Invariant один из ведущих исследователей РФ в области высшего образования, говоривший на условиях анонимности.

«Государство как бы говорит: мы сами знаем, сколько и кого нам надо, а следующим шагом будет введение распределения, как в случае с медиками», — считают источники T-invariant в НИУ ВШЭ.

«ТОП-300 школ России по конкурентоспособности выпускников (2017—2025)». В рамках исследования были изучены показатели 1192 школ с 2017 по 2025 год. 

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari