
Фото: AFP
После встречи с премьер-министром Великобритании Киром Стармером, президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем в Лондоне президент Украины Владимир Зеленский заявил журналистам, что Украина планирует представить США свой план завершения конфликта, не включающий отказа от украинских территорий. Пресс-конференция состоялась в самолете, на котором Зеленский летел из Лондона в Брюссель, в чате пула украинских медиа с Офисом президента. Журналисты задавали вопросы письменно, а Зеленский отвечал на них голосовыми сообщениями, предварительно зачитывая вопрос.
«Это разные планы, но база — одна и та же. Было 28 пунктов, стало 20. Были исключены откровенно антиукраинские пункты. Настроения американцев в принципе таковы, что надо находить компромиссы. Безусловно, есть сложные вопросы, которые касаются территорий, там компромисс еще не найден. <...> Важно подчеркнуть, что мы сегодня хорошо поговорили в Лондоне, есть некоторый прогресс — от первого плана окончания войны до того, который мы обсуждали сегодня. Мы продолжаем работать над этим планом, думаю, завтра к вечеру он будет готов, мы еще раз на него посмотрим и направим его Соединенным Штатам Америки».
Зеленский рассказал, что план из 20 пунктов появился после консультаций с европейскими и американскими представителями в Женеве, позднее он был доработан во время визита делегации Украины в Майами, после чего американские переговорщики отправились в Россию, чтобы представить этот план ей и получить обратную связь.
«Нам понравилось далеко не всё, с чем вернулись наши партнеры, но это вопросы уже не к ним, а к русским», — заявил Зеленский, но подчеркнул, что работа над планом продолжается.
Теперь его планируется доработать еще раз перед передачей США — в частности, премьер-министр Украины Юлия Свириденко должна подготовить проект экономической части соглашения. Зеленский добавил, что в этот план входит пункт о возвращении похищенных Россией украинских детей и обмене всех украинских пленных.
Отвечая на вопрос о гарантиях безопасности, которые могут предоставить Украине ее союзники, Зеленский сказал, что не смог добиться ответа на вопрос, на что может рассчитывать Украина в случае повторного российского вторжения:
«Самые сильные гарантии безопасности, которые мы можем получить, — от США, но только если это будут не обещания на словах, а законодательные меры, принятые Конгрессом. Пока что они относятся к этой перспективе положительно. Европейские гарантии безопасности - это «коалиция желающих», они в принципе уже готовы. Но главное - на что наши партнеры будут готовы в случае, если Россия уже после окончания войны снова начнет агрессию. На эти вопросы ответы я пока не получил.
“Коалиция желающих” уже сформирована, на сегодняшний день в ней состоит 30 стран. С частью из них мы говорили сегодня, с частью будем говорить завтра — с Италией, Канадой, а также на этой неделе будет встреча с “Коалицией желающих”. В принципе у нас есть уже готовый документ. Сейчас нам надо обсудить с американской стороной, где место коалиции в общей архитектуре безопасности Украины. Хочется, чтобы не было никаких противоречий».
Зеленский еще раз решительно опроверг наличие планов отказаться от части украинских территорий в обмен на мирное соглашение:
«По закону — по нашей Конституции и по международному праву — мы не имеем никакого права отдавать наши территории, и морального права на это мы также не имеем. Безусловно, Россия требует отдать территории, мы, безусловно, не хотим ничего отдавать, американцы ищут компромисс».
Зеленский сообщил, что во время встречи в Брюсселе с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, председателем Евросовета Антониу Кошту и генсеком НАТО Марком Рютте планирует обсудить возможности передаче Украине замороженных российских активов:
«Все разделяют наше мнение, что в конце концов надо, чтобы замороженные активы России, которая разрушала Украину и продолжает это делать, работали на Украину — на ее восстановление или вооружение, если война не закончится. Мы рассчитываем на эти деньги. Я не знаю, будет ли это репарационный кредит или что-то другое, это зависит от сплоченности Европы и некоторых убеждений, некоторых скептиков, которые еще остались. [Европейские] лидеры обещали мне решить этот вопрос, они понимают, что Украина без этих денег не сможет, а уж источник этих денег — вопрос к Европе».
Отвечая на вопросы о партнерстве с США, Зеленский еще раз подчеркнул важность для Украины программы PURL, но намекнул на некоторые расхождения с Трампом:
«Европейцы — наши сильные партнеры, но PURL — это возможность покупать вооружения, которых у европейцев, к сожалению, нет. Потому мы должны продолжить это в любом случае. Я думаю, американцы готовы продолжать эту программу — они так зарабатывают деньги. На год нам необходимо для программы PURL $15 млрд, а в этом году нам не хватает $800 млн. Не хватало полтора миллиарда, но Нидерланды, и я очень благодарен им за это решение, сегодня выделили на это $700 млн».
«Америка — сильный партнер, президент Трамп точно хочет закончить войну, и это факт. Но у него свое видение, а мы живем тут, в самом центре происходящего, видим все детали и нюансы и воспринимаем их намного глубже, потому что это наша родина. Все хотят, чтобы война закончилась, но для нас важно еще и как, на каких условиях, чтобы не было рисков повторения войны, потому что России мы не верим».
Зеленский признал, что не рассчитывает на помощь Китая в завершении войны:
«При всем уважении к народу Китая, его истории и культуре, мы должны честно сказать — я не вижу, чтобы Китаю было выгодно окончание войны. Мы читали новую доктрину США — безусловно, это два полюса, две великие державы, две великие экономики, и это великое противостояние, по сравнению с которым всё остальное кажется им не очень важным. Сегодня Китаю не выгодна слабая и проигравшая Россия. И из-за этого страдает украинский народ. Это не значит, что Китай прямо поддерживает Россию, но он точно не поддерживает остановку войны».
PURL — инициатива, в рамках которой Украина формирует список приоритетных потребностей из американских вооружений (Prioritized Ukraine Requirements List, англ.), после чего страны НАТО между собой определяют, какая из них профинансирует закупку в США соответствующих вооружений из списка.