

20 ноября некоторые американские СМИ со ссылкой на некий анонимный источник слили план из 28 пунктов по прекращению войны в Украине, выдавая его за американский план мирного урегулирования, якобы сформулированный в результате долгих переговоров США с российской и украинской сторонами. В действительности же документ представлял собой предложения Кремля, по которым не велось никаких переговоров ни с Госдепартаментом США, ни тем более с Украиной. Опубликованные Bloomberg прослушки подтверждают, что российский переговорщик Кирилл Дмитриев договорился с американским спецпредставителем Стивом Уиткоффом, что тот выдаст эти предложения за американский план. Многие из спорных условий этого плана содержались в документе, который источники обсуждали с The Insider еще несколько месяцев назад.
План из 28 пунктов по прекращению войны в Украине, якобы составленный американскими переговорщиками при участии Кирилла Дмитриева — главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и кремлевского переговорщика, — на самом деле по сути своей является переработанной версией российского документа. Источник, близкий к российскому правительству, показывал The Insider этот документ еще несколько месяцев назад.
Как сообщают Axios и Wall Street Journal, американский план, имеющий явный перекос в пользу Москвы, спровоцировал международный кризис на фоне опасений, что администрация Трампа продвигает пророссийскую повестку и пытается принудить Украину к капитуляции. Утверждается, что документ — плод месячной совместной работы трех фигур: спецпосланника США Стива Уиткоффа, зятя Трампа Джареда Кушнера и самого Дмитриева.
План из 28 пунктов усилил опасения, что администрация Трампа продвигает пророссийскую повестку
Ряд ключевых положений плана, утекшего в американскую прессу 18 ноября, фактически позаимствован из более раннего черновика, написанного Дмитриевым вскоре после возвращения Трампа в Белый дом в конце января 2025 года, в том числе:
- де-факто признание со стороны США оккупированных Россией Крыма, ЛНР и ДНР (что рассматривается как уступка со стороны Москвы по сравнению с более обязывающим признанием этих территорий де-юре);
- замораживание территориального статуса по текущей линии соприкосновения в Запорожской и Херсонской областях;
- поэтапный процесс снятия санкций с России;
- принятие Украины в Европейский союз;
- безусловный отказ в приеме Украины в НАТО;
- запрет на присутствие западных миротворцев или контингентов НАТО в Украине;
- схема, при которой США получают прибыль от замороженных российских активов, удерживаемых Евросоюзом, одновременно инвестируя в послевоенную Украину, а также приглашение для США инвестировать в Россию.
Самое поразительное сходство касается последнего пункта:
«100 млрд долларов замороженных российских активов направляются на деятельность под руководством США по восстановлению и инвестициям в Украину, — гласит план из 28 пунктов. — США получат 50% прибыли от этого предприятия. Европа добавляет 100 млрд долларов, чтобы увеличить объем инвестиций, доступных для восстановления Украины. Замороженные европейские средства размораживаются».
«Олигархи все равно смогут получить свою прибыль от инвестиций в Украину», — пояснил российский источник, показавший The Insider первую версию документа. Иными словами, активы не будут потеряны, а просто перенаправлены в будущие бизнес-проекты для обогащения приближенных к Путину миллиардеров.
В российской концепции также содержались две «приманки», напрямую нацеленные на администрацию Трампа, которая известна своим сугубо деловым подходом. Оба этих предложения были весьма примечательны, но лишь одно из них перекочевало в план, утекший в американские СМИ.
Первое из них заключалось в том, что США смогут инвестировать в послевоенную экономику России, которая, как ожидается, будет «испытывать острую нехватку средств и потребность в инвестициях» вследствие ее полного перевода на военные рельсы после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Это, как пояснил источник, открыло бы «новую... эру для американских инвестиций в Россию, подобную 90-м годам».
В плане из 28 пунктов это предложение отражено следующим образом: «Остаток замороженных российских средств будет направлен в отдельную американо-российскую инвестиционную структуру, которая займется реализацией совместных проектов в конкретных областях. Этот фонд будет нацелен на укрепление отношений и расширение общих интересов для создания мощного стимула к предупреждению будущих конфликтов».
Второе предложение, раскрытое в первоначальном плане, полностью отсутствует в версии Уиткоффа — Кушнера — Дмитриева. Источник The Insider резюмировал его так: «Мы были бы готовы променять Китай на США», добавив, что российские элиты «бесит растущая роль Китая в гражданской экономике — он использует прорехи, оставленные уходом западных инвесторов». Учитывая хорошо известное великодержавное соперничество между Вашингтоном и Пекином, предложение касалось создания коалиции противников растущей азиатской сверхдержавы, охарактеризованной источником как «своего рода новая христианская коалиция».
Российские элиты «бесит растущая роль Китая в гражданской экономике», сообщил источник The Insider
Это, по-видимому, было рассчитано на популярный в MAGA-кругах аргумент в пользу отказа от поддержки Украины: мол, США следует сосредоточить свои военные и дипломатические усилия на противодействии возвышению Китая как глобальной сверхдержавы. Это положение, вероятно, было удалено, поскольку Россия не хотела даже намекать на то, что она когда-либо порвет со своим важнейшим стратегическим союзником.
С самого января, когда Трамп вернулся в Белый дом с обещаниями закончить войну «за двадцать четыре часа», дипломатический процесс был отмечен непредсказуемыми сюжетными поворотами.
Wall Street Journal сообщила 24 ноября, что Уиткофф и Кушнер якобы написали первый черновик «возвращаясь из ближневосточной поездки, на волне успеха от заключения сделки между Израилем и ХАМАС» и что детали они прорабатывали совместно с Дмитриевым, который в октябре прилетал в Майами для встреч с обоими американцами. «Бóльшая часть» плана была написана Уиткоффом и Кушнером, утверждало издание, ссылаясь на «лицо, знакомое с процессом составления документа».
В действительности же, если даже Уиткофф и Кушнер что-то добавили в документ, то не так много, поскольку он содержит конкретные формулировки, почти слово в слово повторяющие более ранний текст — тот, что был написан единолично Дмитриевым вскоре после второй инаугурации Трампа. Целью того первоначального документа, по словам описавшего его источника, было представить вступающему в должность президенту США «большую сделку», закрепляющую максималистские требования России.
Кремль часто называет их устранением «коренных причин» войны, а именно: пересмотр возглавляемой американцами архитектуры безопасности Европы, сложившейся после холодной войны и действующей последние 34 года. «Упаковка» этой сделки должна была сыграть на хорошо известных пристрастиях администрации Трампа и ее склонности к сделкам по принципу «ты — мне, я — тебе», даже если предметом торга выступает то, что не принадлежит ни России, ни США.
Российская «мирная сделка» была призвана сыграть на хорошо известных пристрастиях администрации Трампа и ее склонности к сделкам в формате «ты — мне, я — тебе»
Эти особенности проявились в полной мере в телефонном разговоре 14 октября между Уиткоффом и высокопоставленным российским дипломатом Юрием Ушаковым, стенограмма которого попала на страницы Bloomberg днем 25 ноября.
В этой беседе, состоявшейся через две недели после объявления о мирном плане по Газе, который был заключен при посредничестве Трампа, Уиткофф инструктировал Ушакова о том, какой подход следует выбрать Путину в разговоре с его американским коллегой.

Высокопоставленный российский дипломат Юрий Ушаков дает комментарии лояльным Кремлю журналистам
«Я бы позвонил и просто бы повторил, что вы поздравляете президента с его достижением, что вы поддерживали его, что вы уважаете тот факт, что он человек мира, и что вы, ну, вы просто очень рады, что это случилось», — говорит Уиткофф, добавляя, что ближайшие дни — идеальное время для того, чтобы Кремль передал такое послание. «Зеленский приезжает в Белый дом в пятницу [17 октября], — продолжает Уиткофф. — Я буду присутствовать на этой встрече, потому что от меня этого хотят, но я думаю, что, если это возможно, с твоим боссом надо созвониться до этой пятничной встречи».
«Вот что, я думаю, было бы потрясающе, – добавил затем Уиткофф. – Может, он скажет президенту Трампу: знаешь, Стив и Юрий обсудили очень похожий план достижения мира из 20 пунктов, и это может стать чем-то, что, мы думаем, может, сдвинет ситуацию с мертвой точки, мы открыты к такого рода разговорам — изучить, что необходимо для достижения мирной сделки».
16 октября по просьбе России Трамп и Путин провели телефонный разговор, который длился более двух часов. Встреча Трампа с украинским коллегой на следующий день, по сообщениям, прошла напряженно. Неделю спустя Трамп отправил Уиткоффа в Майами для личной встречи с Дмитриевым.
29 октября, согласно другой стенограмме, опубликованной Bloomberg, Дмитриев и Ушаков говорили по телефону по-русски и обсуждали, насколько жестко Москва должна настаивать на своих требованиях в любом мирном предложении.
Дмитриев: Нет, смотрите. Мне кажется, вот эту бумагу, просто мы сделаем как бы в нашей позиции, и я просто неформально прямо передам, что все это неформально. А они пусть делают как свою. Но я думаю, что они не совсем нашу версию возьмут, но по крайней мере максимально близко к ней.
Ушаков: Ну в том-то и дело, что они могут не взять, а скажут, что это с нами согласовано. Вот что я боюсь.
Дмитриев: Нет, нет, нет. Это точно, я ну прямо вместе с вами, ну как вы скажете слово в слово, я скажу.
Ушаков: Они могут потом переиначить, и все. Ну есть такая опасность. Есть. Ну ладно, ничего. Посмотрим.
Такой же политически неопытный, как и Уиткофф, Дмитриев сделал карьеру благодаря близости его жены к дочери Путина Катерине Тихоновой. «Кирилл звезд с неба не хватал, но охотно приписывал себе чужие заслуги и использовал громкие имена и связи для собственного продвижения, — рассказал The Insider источник, близкий к Дмитриеву. — С его биографией он не должен был получить допуск к гостайне или полномочия вести переговоры, но теперь он „в семье“, и для него делают исключения — прямо как в Белом доме при Трампе».

Неудивительно, что, когда плоды трудов Дмитриева стали достоянием гласности, реакция Киева оказалась отнюдь не восторженной. Заместитель министра иностранных дел Украины Сергей Кислица написал в Twitter в ответ на первую статью Axios, что циркулирующие слухи о «мирной сделке» из 28 пунктов напоминают ему советские «активные мероприятия» — «спланированное манипулирование информацией с целью влияния на мысли и эмоции людей... чтобы посеять панику и расколоть общество».
Замминистра иностранных дел Украины написал в Twitter, что слухи о «мирной сделке» из 28 пунктов напоминают советские «активные мероприятия»
Направляясь в Женеву для обсуждения рамочного соглашения с охваченной беспокойством украинской делегацией (а также с группой застигнутых врасплох европейцев), госсекретарь США Марко Рубио позвонил нескольким сенаторам, включая Майка Раундса (республиканец от Южной Дакоты) и Ангуса Кинга (независимый сенатор от Мэна), участвовавшим в Форуме по безопасности в Галифаксе. Рубио якобы заявил им, что этот план является не утвержденным протоколом США, а просто «списком российских пожеланий». Сенаторы дали пресс-конференцию в прямом эфире, пересказав комментарии Рубио.
После того как эти заявления подняли шум, Рубио сдал назад и написал в Twitter, что это был все же «американский план». Однако два источника, знакомых с деталями разговора, сообщили The Insider, что правильной была версия сенаторов. (Никто из них не отказался от своего первоначального изложения слов Рубио.)
В первый день переговоров в Швейцарии Рубио попытался смягчить официальный статус плана, назвав его «живым документом» и «фундаментом, сложенным из предложений всех заинтересованных сторон». Эту риторику подхватил Трамп, заявивший журналистам в Белом доме, что данная концепция не является его «последним предложением» Киеву.
В ходе консультаций с украинской и европейской делегациями 28 пунктов были впоследствии сокращены до 19, причем сообщается, что некоторые из наиболее пророссийских положений были удалены. В рамках пересмотренной концепции вопросы территориальных уступок и членства в НАТО были оставлены для будущего обсуждения между Трампом и Зеленским.
Кислица заявил Financial Times 24 ноября, что пересмотренный план из 19 пунктов, который его делегация помогла выработать в Женеве, является заметным улучшением по сравнению с вариантом Дмитриева. «От первоначальной версии осталось очень мало», — сказал он.