Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.96
  • EUR90.97
  • OIL62.59
Поддержите нас English
  • 1041
Новости

«Я передам им эту бумагу, а они пусть сделают как свою»: Bloomberg опубликовал прослушки Уиткоффа, Ушакова и Дмитриева

Фото: Gavriil Grigorov/Sputnik/AFP/Getty Images

Спецпосланник США Стив Уиткофф в октябре провел телефонный разговор с советником Владимира Путина Юрием Ушаковым, в котором предложил совместно разработать мирный план для Украины по образцу соглашения по Газе. Об этом пишет издание Bloomberg, которому удалось прослушать запись пятиминутного разговора 14 октября.

Уиткофф рассказал Ушакову, что американцы подготовили 20-пунктный план по Газе, и предложил сделать нечто подобное для Украины. Он посоветовал российскому чиновнику, как Путину следует обсудить этот вопрос с Трампом — в том числе рекомендовал организовать звонок лидеров до визита Владимира Зеленского в Белый дом, который был запланирован на конец той же недели:

«Вот что, я думаю, было бы потрясающе. Может быть, он скажет президенту Трампу: знаете, Стив и Юрий обсудили очень похожий 20-пунктный план мира, и это могло бы быть чем-то, что, как мы думаем, могло бы немного сдвинуть дело с мертвой точки».

Спецпосланник также предложил Путину поздравить Трампа с успехом соглашения по Газе и назвать его «человеком мира». Ушаков согласился, что его шеф так и поступит. Через два дня Путин и Трамп провели двухчасовой телефонный разговор, который американский президент назвал «очень продуктивным».

В конце октября Уиткофф встретился в Майами с другим советником Путина — Кириллом Дмитриевым. В отдельном разговоре 29 октября Дмитриев и Ушаков обсуждали, насколько жестко Москве следует настаивать на своих требованиях в мирном предложении. Ушаков выступал за то, чтобы требовать «максимум».

Позже в ноябре появился 28-пунктный план мирного урегулирования, который США предложили принять Украине в качестве основы для переговоров. По условиям плана Киев должен был бы вывести войска из частей Донбасса, которые Россия не смогла захватить военной силой, а Москва получила бы фактическое признание своих претензий на Крым, Луганскую и Донецкую области. Украина оказалась под серьезным давлением США с целью принять этот план. The Insider сравнил его с набросками Стамбульских соглашений и выяснил, что он практически не содержит уступок для украинской стороны, но зато в нём есть много новых требований.

Издание также привело полную расшифровку разговора между Уиткоффом и Ушаковым:

[телефон звонит]
Стив Уиткофф: Привет, Юрий.
Юрий Ушаков: Да, Стив, привет, как дела?
СУ: Хорошо, Юрий. Как ты?
ЮУ: Я в порядке. Поздравляю, мой друг.
СУ: Спасибо.
ЮУ: Вы проделали отличную работу. Просто отличную работу. Большое спасибо. Спасибо, спасибо.
СУ: Спасибо, Юрий, и спасибо за вашу поддержку. Я знаю, что ваша страна поддерживает это, и я благодарю вас.
ЮУ: Да, да, да. Да. Знаете, именно поэтому мы отложили организацию первого российско-арабского саммита.
СУ: Да.
ЮУ: Да, потому что мы думаем, что вы делаете реально [важную] работу там, в регионе.
СУ: Ну слушай. Я тебе вот что скажу. Я думаю, я думаю, если мы сможем решить вопрос с Россией и Украиной, все будут прыгать от радости.
ЮУ: Да, да, да. Да, вам нужно решить только одну проблему. [смеется]
СВ: Какую?
ЮУ: Российско-украинская война.
СУ: Я знаю! Как нам её решить?
ЮУ: Мой друг, я просто хочу услышать твой совет. Как ты думаешь, будет ли полезно, если наши боссы поговорят по телефону?
СУ: Да, думаю.
ЮУ: Думаешь. И когда, по-твоему, это могло бы быть возможно?
СУ: Я думаю, как только вы предложите, мой парень готов это сделать.
ЮУ: Хорошо, хорошо.
СУ: Юрий, Юрий, вот что бы я сделал. Моя рекомендация.
ЮУ: Да, пожалуйста.
СУ: Я бы позвонил и просто повторил, что вы поздравляете президента с этим достижением, что вы поддержали его, вы поддержали его, что вы уважаете то, что он человек мира, и вы просто, вы действительно рады видеть, что это произошло. Так что я бы сказал это. Я думаю, после этого получится действительно хороший звонок.
Потому что — позволь мне рассказать тебе, что я сказал президенту. Я сказал президенту, что вы — что Российская Федерация всегда хотела мирной сделки. Я в это верю. Я сказал президенту, что верю в это. И я считаю, что вопрос — суть в том, что у нас есть две страны, которым трудно прийти к компромиссу, и когда мы это сделаем, у нас будет мирная сделка. Я даже думаю, что, может быть, мы составим что-то вроде 20-пунктного мирного предложения, точно так же, как мы сделали в Газе. Мы собрали вместе 20-пунктный план Трампа, который был 20 пунктами для мира, и я думаю, может быть, мы сделаем то же самое с вами. Моя мысль такова...
ЮУ: Хорошо, хорошо, мой друг. Я думаю, что именно этот момент наши лидеры могли бы обсудить. Эй, Стив, я согласен с тобой, пусть он поздравит, скажет, что мистер Трамп — настоящий человек мира, и так далее. Это он скажет.
СУ: Но вот что, я думаю, было бы потрясающе.
ЮУ: Хорошо, хорошо.
СУ: Что если, что если... выслушай меня...
ЮУ: Я обсужу это с моим боссом, а потом вернусь к тебе. Хорошо?
СУ: Да, потому что послушай, что я говорю. Я просто хочу, чтобы ты сказал, может быть, просто сказал это президенту Путину, потому что, знаешь, я глубоко уважаю президента Путина.
ЮУ: Да, да.
СУ: Может быть, он скажет президенту Трампу: знаешь, Стив и Юрий обсудили очень похожий 20-пунктный план мира, и это могло бы быть чем-то, что, как мы думаем, могло бы немного сдвинуть дело с мертвой точки, мы открыты для таких вещей — чтобы изучить, что потребуется для заключения мирной сделки. Теперь, между нами, я знаю, что потребуется для заключения мирной сделки: Донецк и, может быть, обмен территориями где-то. Но я говорю, вместо того чтобы так говорить, давайте говорить более обнадеживающе, потому что я думаю, что мы придем к сделке. И я думаю, Юрий, президент даст мне много пространства и свободы действий для заключения сделки.
ЮУ: Понятно...
СУ: ...так что если мы сможем создать такую возможность, — вот, я поговорил с Юрием, у нас был разговор, и я думаю, это могло бы привести к большим вещам.
ЮУ: Хорошо, звучит неплохо. Звучит неплохо.
СУ: И вот еще что: Зеленский приезжает в Белый дом в пятницу.
ЮУ: Я знаю об этом. [посмеивается]
СУ: Я пойду на эту встречу, потому что они хотят, чтобы я был там, но я думаю, если возможно, нам нужен звонок с вашим боссом до этой пятничной встречи.
ЮУ: До, до… — да?
СУ: Верно.
ЮУ: Хорошо, хорошо. Я понял твой совет. Так что я обсужу это с моим боссом, а потом вернусь к тебе, хорошо?
СУ: Хорошо, Юрий, поговорим скоро.
ЮУ: Отлично, отлично. Большое спасибо. Спасибо.
СУ: Пока, пока.
ЮУ: Пока.
[Звонок завершен]

Также приводится полная расшифровка созвона Дмитриева и Ушакова (в том числе сразу на русском):

Ушаков: Але
Дмитриев: Юрий Викторович
Ушаков: Да, Кирилл Александрович, ну, я там все отправил. Завтра будем разговаривать там.
Дмитриев: Ну здорово, здорово. да, да, да. Я в Саудовскую Аравию улетел, но мне кажется очень важно, да, потому что это очень хороший путь вперед.
Ушаков: Ну, нам нужно по максимуму, думаешь, наверное, как считаешь? А так передавать-то чего?
Дмитриев: Не, смотрите. Мне кажется, вот эту бумагу, просто мы сделаем как бы в нашей позиции и я просто неформально прямо передам, что все это неформально. А они пусть делают как свою. Но я думаю, что они не совсем нашу версию возьмут, но по крайней мере, максимально близко к ней.
Ушаков: ну в том то и дело что они могут не взять, а скажут что это с нами согласовано. Вот что я боюсь.
Дмитриев: Нет, не, не. Это точно я ну прямо вместе с вами, ну как вы скажете слово в слова, я скажу.
Ушаков: Они могут потом переиначить и все. Ну есть такая опасность. Есть. Ну ладно, ничего. Посмотрим.
Дмитриев: Да, мне кажется просто так так.. И потом вы тоже можете со Стивом поговорить по этой бумаге. То есть мы сделаем аккуратненько.
Ушаков: неразборчиво
Дмитриев: Спасибо вам громадное, Юрий Викторович. Спасибо вам громадное. Спасибо. До свидания.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari