
Фото: российская РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» / РИА «Новости»
Объемы поставок техники со складов, которая была у ВС РФ еще до начала войны, продолжают сокращаться. По сравнению с 2022-м, когда это значение достигало своего пика, в 2024-м отгрузки со складов сократились более чем на треть — на 35,5%. Соответствующие данные приводятся в докладе Киевской школы экономики (KSE).
Аналитики выделили 30 железнодорожных станций, расположенных вблизи крупных складов военной техники и связанных с ними ремонтных баз. Как утверждают исследователи, там хранится до 96% всей техники, которая была в распоряжении России до начала полномасштабного вторжения в Украину. Для анализа учитывались железнодорожные грузы, классифицированные как «прочее». Как правило, именно они предполагают поставки военной техники.
С начала полномасштабного вторжения в 2022 году был зафиксирован резкий рост отгрузок с этих жд-станций. В 2021 году объем поставок оценивался в 113 тысяч тонн. В 2022-м он вырос более чем в два раза — до 242 тысяч тонн, но затем начал снижаться. В 2023 году поставки сократились до 220 тысяч тонн (-9% год к году), в 2024-м снова снизились — до 156 тысяч тонн (-29% год к году). Так, объем поставок с начала войны и до 2024 года сократился более чем на треть — примерно на 35%.
Как отмечают аналитики KSE, данные за январь – апрель 2025 года позволяют предположить, что в этом году объем поставок продолжит сокращаться. Исследователи прогнозируют его дальнейшее снижение почти до довоенного уровня — 119 тысяч тонн.

Объем поставок военной техники в 2022–2024 годах. Как отмечает KSE, большинство поставок обеспечили 22-я база военной техники в городе Буй (Костромская область), 744-я в Ильино (Ярославская область), 769-я в Улан-Удэ (Бурятия) и 111-я Центральная база резерва танков (ЦБРТ) в Хабаровском крае
До полномасштабной войны, в 2021-м, примерно 2/3 поставок, судя по всему, отражали рутинные операции по распределению ресурсов внутри страны. С началом полномасштабного вторжения произошел заметный сдвиг: около 28% всего объема отгрузок отправлялись на ремонт, 45% — в прифронтовые районы. Основными ремонтными направлениями были Нижний Тагил (где расположен производящий танки «Уралвагонзавод»), Омск («Омсктрансмаш», где ремонтируют тяжелую технику, выпускают танки и ТОС «Солнцепек») и 103-я военная ремонтная база в Чите.
Кроме того, анализ KSE свидетельствует о том, что в прошлом году более половины — 52% — поставок в российские арсеналы, маркированных как «взрывчатые материалы», пришли из порта Находка на Дальнем Востоке. Эксперты предполагают, что речь идет об импорте из Северной Кореи. В 2024-м объем поставок с этого направления составил около 244 тысяч тонн.
«Я подозреваю, что они полагаются на северокорейские боеприпасы, чтобы поддерживать постоянный темп артиллерийского огня на линии фронта, а также накапливать более качественные российские боеприпасы, чтобы подготовиться к любому будущему конфликту с участием НАТО», — приводит слова военного аналитика Франца-Стефана Гади газета Financial Times.
Еще порядка 13 тысяч тонн взрывчатых веществ были отгружены из портов в Каспийском море — вероятно, это были поставки иранского происхождения.