
В госзаказ на гражданские дроны второй год подряд не заложили расходы на услуги — из-за этого техника простаивает на складах, так как у заказчиков нет денег на полеты, обучение специалистов и сертификацию эксплуатантов. Об этом пишет «Коммерсантъ», изучивший план поставок.
Как выяснила газета, документом на 2025 год предусмотрена закупка техники на 1 млрд рублей — ее должны поставить для восьми министерств и их подведомственных организаций, таких как Минприроды, Минсельхоз, Роснедра и Росреестр, а также в местные органы власти и вузы 65 регионов. Из восьми производителей бóльшая часть поставок приходится на «Геоскан».
При этом расходы на услуги снова не заложены, что приводит к простою техники в регионах и снижает спрос на ее использование. Вместо ожидаемого в прошлом году объема рынка в 6 млрд рублей, из которых 2,5 млрд рублей должно было прийтись на госконтракты, реальный объем составил всего 2 млрд, из которых заказы от государства заняли четверть — 0,5 млрд рублей.
Закупленные по госзаказу в прошлом году беспилотники просто стоят на складе, рассказали собеседники газеты. По их словам, сейчас они работают с ведомствами над созданием сценариев применения гражданских дронов в сельском и лесном хозяйствах, строительстве, мониторинге в нефтегазовой отрасли и т. д. Без их внедрения, считают они, рынок в 2025 году составит те же 2,1 млрд рублей, а к 2030 году вырастет лишь до 3,8 млрд — почти вдвое ниже прогноза на 2024 год.
В Минпромторге сообщили газете, что планы пересмотрят к 2026 году. Пока расходы на услуги не включили, так как нужно «скорректировать законодательство» — в частности, решить вопросы «закрытого неба».
Ранее The Insider писал, что в России произошел бум дроностроения: гаражные стартапы превратились в крупнейшие российские бизнесы, привлекшие уже более 200 млрд рублей в виде инвестиций и получающие не менее 130 млрд рублей выручки в год. При этом с госзаказами на гражданские дроны власти не справляются. Помимо очевидной причины — все заняты военными дронами (по словам министра обороны Андрея Белоусова, к концу 2024 года гражданские производители выпускали до 40 тысяч БПЛА и FPV-дронов в месяц), — проблема в отсутствии финансирования: производители не могут получить деньги из-за бюрократии.