
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»
Российские школьники с 2026 года будут изучать новый обязательный предмет «Духовно-нравственная культура России». Об этом сообщил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков в интервью ТАСС. Курс охватит учащихся 5–7-х классов и станет одним из ключевых предметов в школьной программе, призванных формировать мировоззрение детей.
Учебная нагрузка по новой дисциплине составит 17 часов в пятом классе и по 34 часа в шестом и седьмом классах. Преподавать предмет будут учителя истории, для чего потребуется пересмотр структуры учебного плана основной школы. Разработкой учебников занимается МПГУ при участии Русской православной церкви в лице митрополита Тихона (Шевкунова).
Содержание курса сосредоточится на «духовно-нравственных ценностях русской и российской цивилизации» через изучение жизни и подвигов исторических героев. Отмечается, что разработчики стремятся сделать материал близким и понятным для школьников соответствующих возрастных групп, избегая абстрактных формулировок в пользу конкретных жизненных примеров.
Рукописи учебников для всех трех классов планируют завершить к ноябрю 2025 года. Параллельно создаются методические пособия, которые будут включать видеоматериалы с примерами из истории Древней Руси, Византии и античности. Возвращение предмета в школьную программу произошло после критики патриарха Кирилла в адрес первоначального решения об интеграции «Духовно-нравственной культуры» в курс «История нашего края».
В феврале стало известно, что в первом российском регионе, Забайкальском крае, начнут преподавать «Семьеведение» для воспитанников детских садов. Программа, разработанная в течение прошлого года специальной рабочей группой, включает в себя изучение семейных ценностей, культуры общения в семье и традиций коренных народов региона.
Педагог, писатель, автор подкаста «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер отметил в беседе с The Insider, что введение такой обязательной программы — закрепление государством низовых практик:
«По-моему, Щедрин писал: “Заговорили о патриотизме? Значит, где-то проворовались“. Ну какие тут особые духовно-нравственные ценности? Меня смущает и огорчает тот факт, что эти программы становятся государственными и их не избежать. То, что мы наблюдали последние три года с хвостиком, начиналось с инициатив на местах. А сейчас всё больше речь идет о том, что инициатива подхвачена сверху и теперь это будет обязательным.
Я полагаю, что этот курс будет отражением того, как, по мнению Путина, Голиковой и всей этой шоблы, должна быть устроена семья и как нужно любить. Детям они, скорее всего, будут вдалбливать в голову про особый русский путь, как мы держимся в кольце врагов и отстаиваем духовные ценности, не озвучивая их при этом (потому что озвучивать тут нечего). Это фашизация страны, это создание иллюзии и ощущения, что есть некие “мы“ и есть “все остальные“. И у этих “мы“ нет личностей. Вместо слова “я“ они начинают говорить “мы“ всё время.
Но, как и с “Разговорами о важном“, тут будет всё зависеть от конкретного учителя. Я надеюсь, что профессиональный и честный педагог сможет нормально говорить о том, что такое нравственность, по мотивам общего курса этики. Такие достойные люди есть, они так или иначе прячутся и продолжают делать свое дело, не высовываясь. Что ему грозит за такое тихое сопротивление? Максимум ему скажут: “Извини, мы тебя увольняем“. И тогда этот человек, если он талантливый педагог, найдет свое счастье в роли репетитора или тьютора».