За 2024-й и январь 2025 года как минимум 11 танкеров типа «Волгонефть» выходили в море, хотя это запрещали их классификационные свидетельства — документы, подтверждающие, что суда соответствуют техническим стандартам. Как пишут «Важные истории», все эти танкеры обслуживают суда «теневого флота». Такие же танкеры стали причиной экологической катастрофы в Чёрном море: «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» затонули в Керченском проливе 15 декабря.
Танкеры, документы которых изучило издание, совершили более 200 рейсов из Ростова-на-Дону в перегрузочный участок порта «Кавказ» в Чёрном море. Они доставили около 800 тысяч тонн нефтепродуктов на танкеры-накопители.
Так, уже через день после аварии в Керченском проливе судно «Волгонефть-141» передало танкеру-накопителю больше четырех тысяч тонн мазута. Из Ростова-на-Дону экипаж вышел 13 декабря, хотя таким танкерам запрещено выходить в открытое море после ноября. Это связано с тем, что они могут не выдержать нагрузку из-за штормов, которые усиливаются в зимний период.
Около 80% груза с танкеров типа «Волгонефть» получили морские суда под флагами иностранных государств. Больше всего мазута погрузили на морской танкер FIRN, который ходит под флагом Панамы. Груз, который предназначался для FIRN, вез и затонувший в декабре танкер «Волгонефть-212».
Тот же маршрут, что и «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», прошли как минимум еще семь судов. Такие танкеры при этом не должны были работать на перевозках нефтепродуктов в море с 2008 года, писал глава Морского инженерного бюро Геннадий Егоров еще 11 лет назад, обращают внимание «Важные истории».
Все одиннадцать иностранных судов, на которые сгружались «Волгонефти», фигурируют в списках российского «теневого флота». Как минимум три из них попали под американские и европейские санкции.