Владельцем судна, арестованного решением прокуратуры Швеции в связи с повреждением кабеля связи, оказалась болгарская компания Navigation Maritime Bulgare, сообщает Reuters. Согласно данным MarineTraffic, балкер Vezhen, который ходит под мальтийским флагом, прошел мимо кабеля 26 января в 0:45 по Гринвичу. Судно береговой охраны сопроводило сухогруз в шведские воды, где он позже встал на якорь.
Глава Navigation Maritime Bulgare Александр Калчев признал, что Vezhen мог задеть подводный кабель, однако подчеркнул, что злого умысла у судна не было, просто один из якорей упал на морское дно из-за сильного ветра. По словам Калчева, экипажу балкера дали указание сотрудничать со шведскими властями. На сайте компании размещено заявление, в котором говорится: «Navigation Maritime Bulgare не располагает сведениями о каких-либо преднамеренных действиях экипажа Vezhen, которые могли бы привести к инциденту. Согласно полученной нами информации, это форс-мажорная ситуация, возникшая из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий в районе».
Как рассказал в беседе с The Insider морской эксперт, пожелавший остаться анонимным, версия болгарской компании о якоре, который сдуло ветром, выглядит крайне неправдоподобно.
«Так не бывает, чтобы якорь просто так, сам по себе, упал на дно. Теоретически можно представить, что якорь был закреплен неправильно, ударило волной, и якорное устройство открылось. Если судно двигалось с незакрепленным должным образом якорем, это говорит о невероятном непрофессионализме команды. Объяснения владельцев судна у посвященных людей могут вызвать только улыбку».
Представитель Метеорологического и гидрологического института Швеции сказал Reuters, что в ночь на воскресенье скорость ветра у острова Готланд, то есть в районе происшествия, не превышала 8–10 метров в секунду, что «значительно ниже» скорости, при которой объявляется штормовое предупреждение (14 м/с). По словам метеоролога, волны также были не слишком высокими.
Шведский телеканал TV4 сообщает, что Vezhen стоит примерно в 10 км к югу от военно-морской базы в Карлскруне на юге Швеции и что у него поврежден якорь.
Согласно данным MarineTraffic, которые проанализировал The Insider, Vezhen, следуя из российского порта Усть-Луга (Ленинградская область) в Скаген (Дания), вошел в Балтийское море 25 января; двигаясь на одной и той же скорости, 26 января дошел до острова Готланд. Мимо места, где позднее обнаружили повреждение кабеля, сухогруз прошел, по-прежнему не меняя скорость, а через три часа снизил скорость почти до ноля. Спустя 10 часов судно развернулось к югу от Карлскруне и пошло в сторону порта, но не дошло до него.
Данные MarineTraffic свидетельствуют о том, что Vezhen не становился на якорь у Готланда
Поврежденный накануне кабель принадлежит Латвийскому радиотелецентру (LVRTC) и соединяет Латвию со Швецией. Инцидент произошел на участке Вентспилс — Готланд в исключительной экономической зоне Швеции. Власти обеих стран подозревают диверсию.