По данным западных разведок, повреждения подводной инфраструктуры в Балтийском море, вероятно, являются следствием аварий, а не диверсий России. Об этом говорится в расследовании, проведенном с участием спецслужб США и Европы, сообщает The Washington Post со ссылкой на высокопоставленных чиновников, которые участвуют в расследованиях.
В ходе расследования разведывательные службы обнаружили, что состояние российских судов, работающих с теневым флотом, значительно хуже, чем предполагалось.
По мнению источников в американских и европейских службах безопасности, повреждения линий электропередачи и связи на дне Балтийского моря, скорее всего, произошли случайно. Они не нашли доказательств того, что коммерческие суда, подозреваемые в повреждении инфраструктуры, делали это намеренно или по указанию Москвы.
Американские источники сообщили, что в каждом случае имеются «ясные объяснения», которые подтверждают случайный характер ущерба. Специалисты также отметили, что причиной инцидентов стали ошибки экипажей, обслуживающих плохо подготовленные корабли. В качестве одного из подозреваемых судов упоминается танкер Eagle S, который был перехвачен в финских водах.
По данным официальных лиц из Северной Европы, состояние судна было «ужасным». Адвокат владельца танкера отверг обвинения в нарушении законодательства.
По информации WP, финская разведка также пришла к выводу, что инцидент 25 декабря, скорее всего, был несчастным случаем, но заявила, что полностью не исключает возможное участие России. Национальное бюро расследований Финляндии продолжает расследование и пока не готово делать окончательные выводы.
Эти инциденты произошли на фоне повреждений телекоммуникационных кабелей и подводного газопровода Balticconnector, что вызвало особое беспокойство среди стран НАТО. В ответ на угрозу НАТО усилило патрулирование Балтийского моря, задействовав фрегаты, самолеты и подводные беспилотники.
По мнению морского эксперта, который пообщался с The Insider на условиях анонимности, версия аварии звучит неправдоподобно, однако властям проще признать ее, чем судиться с Россией.
«Я бы поверил в одну-две аварии с разрывом в год или полгода. Но три аварии подряд — такое звучит невероятно. Мне кажется, власти просто не хотят связываться с этой политической возней и обвинениями друг друга. Скорее всего, эти кабели и газопроводы застрахованы, как и суда, поэтому им проще и дешевле сделать вид, что это была авария, чтобы пострадали страховые компании по выплатам, чем судиться, теряя время и деньги. И еще не факт, что они добились бы компенсации от такой страны, как Россия», — говорит он.
В Балтийском море за последние полтора года было повреждено три телекоммуникационных кабеля: инциденты произошли в октябре 2023 года, в октябре и ноябре 2024 года.
Танкер Eagle S, вероятно, причастный к повреждению кабеля в декабре 2024 года, был задержан финскими властями. Экипажу судна было запрещено покидать страну. Российские власти официально заявили, что не имеют отношения к этим инцидентам.