На третий год полномасштабной войны в Украине сотни россиян по-прежнему сталкиваются с политическими преследованиями за свою антивоенную позицию. По данным «ОВД-Инфо», с начала российского вторжения число фигурантов антивоенных дел достигло уже 1107 человек. За прошедший год за свою пацифистскую позицию с преследованием столкнулись почти 200 человек. При этом некоторые дела построены на абсолютно абсурдных обвинениях: люди получают сроки из-за денежных переводов родственникам, воздушных шариков или фото расписания военкомата. The Insider напоминает о некоторых из них.
12 лет за воздушные шарики
Кристина Любашенко, Москва
Статья: ч. 2 ст. 207.3 УК («фейки» об армии), ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в террористической организации)
После вторжения России в Украину Кристина Любашенко бежала с семьей из Киева в Швейцарию. Денег им на жизнь не хватало, и девушка согласилась на предложение соседа провести в Москве «мирную акцию против войны» за денежное вознаграждение. Новый знакомый купил ей билет в один конец и снял квартиру в Долгопрудном, он потребовал от нее сначала выставить в окно колонки с включенным гимном Украины и антивоенными лозунгами, а затем — поехать на Воробьевы горы и запустить шарики с бело-сине-белым флагом. В июне 2024-го Любашенко приговорили к 12 годам колонии.
Cимвол антивоенного сопротивления, который силовики считают знаменем легиона «Свобода России», признанного в России террористической организацией.
Кристина Любашенко в зале суда.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Правозащитники «Первого отдела» писали, что нередко обвиняемых в таких делах провоцируют именно сотрудники спецслужб. Часто они могут представиться членами украинских военных формирований или просто гражданами Украины и предлагают работу.
Без участия провокаторов ФСБ не обошлось, например, и дело петербуржца Вячеслава Лутора, который якобы планировал вступить в легион «Свобода России». Неизвестный предложил мужчине работу в Польше — учет и сопровождение гуманитарной помощи украинским семьям. Лутора задержали в аэропорту Внуково, откуда он собирался улететь в Турцию для встречи с потенциальным работодателем. В основу обвинения легла переписка мужчины с человеком под ником Lana, покупка билетов на самолет и тактических ботинок. В феврале 2024-го Лутору дали 10 лет колонии.
Дело о фотографиях военкомата
Ибрагим Оруджев, Москва
Статья: ст. 205.3 УК (обучение терроризму), ч. 1 ст. 205 УК (подготовка теракта)
Московского студента Ибрагима Оруджева приговорили к 16 годам колонии за якобы «подготовку к теракту», а именно за фотографию расписания военкомата Академического района Москвы. По словам молодого человека, он сделал фото, поскольку планировал встать на воинский учет. Следствие считает, что Оруджев вдохновлялся деятельностью запрещенных в России «Правого сектора» и «Азова», а при обыске в его квартире якобы нашли инструкции по поджогу военкомата и изготовлению коктейля Молотова.
Дело за разговор с вдовой военного
Надежда Буянова, Москва
Статья: ч. 1 ст. 207.3 УК («фейки» об армии)
Уголовное дело детского педиатра Надежды Буяновой началось после конфликта с матерью одного из пациентов — Анастасией Акиньшиной. По словам последней, врач поинтересовалась, почему ребенок капризничал. В ответ на объяснение, что сын тоскует по погибшему на войне отцу, Буянова якобы ответила, что тот был «законной целью для Украины, и вообще, Россия виновата сама». Никаких других доказательств вины женщины, кроме слов Акиньшиной, не существует. Единственный свидетель — ребенок — вышел из кабинета, когда врач якобы оскорбила его отца и других российских военных. Буянову приговорили к 5,5 года колонии.
Cимвол антивоенного сопротивления, который силовики считают знаменем легиона «Свобода России», признанного в России террористической организацией.
Надежда Буянова в своей квартире после обыска
20 лет за перевод брату
Даниил Клюка, Липецкая область
Статья: ст. 275 УК (госизмена), ст. 205.1 УК (содействие терроризму)
Школьного учителя рисования Даниила Клюку признали виновным в госизмене и содействии терроризму за денежный перевод якобы на счет украинского полка «Азов». Сам мужчина эти обвинения отрицает и утверждает, что переводил деньги брату из Луганска. По словам Клюки, после начала войны его уволили из школы в связи с его политической позицией, а администрация школы также донесла на него в ФСБ. Спустя неделю после увольнения мужчину задержали, а в июне 2024-го приговорили к 20 годам колонии.
Дело о 600 евро
Илья Украинский, Ставрополье
Статья: 275.1 УК (сотрудничество с иностранной организацией на конфиденциальной основе)
В августе 2024-го Илью Украинского приговорили к шести годам колонии. О его деле известно немного: адвокаты мужчины отказались от комментариев, сославшись на секретность. Как писала «Медиазона», мужчину задержали в аэропорту Минеральных Вод, куда он прилетел из Еревана. При себе у него нашли «шесть купюр по сто евро», которые, по версии следствия, он планировал потратить на «обмундирование для ВСУ». Украинский признал свою вину «во всём, что требовали», однако признаний вины в политически мотивированных уголовных делах силовики нередко добиваются шантажом, угрозами и даже пытками.
Оперативный эксперимент ФСБ
Иван Толпыгин, Орловская область
Статья: 275.1 УК (сотрудничество с иностранной организацией на конфиденциальной основе)
В июле 2024-го Ивана Толпыгина приговорили к 4 годам колонии и штрафу в полмиллиона рублей за якобы связь с «представителем Украины». Как выяснилось позднее из приговора суда, последний на самом деле был сотрудником ФСБ, а сам обвиняемый был участником «оперативного эксперимента», который можно квалифицировать как склонение к совершению преступления, что запрещено российским законом.
Cимвол антивоенного сопротивления, который силовики считают знаменем легиона «Свобода России», признанного в России террористической организацией.
Фрагмент из приговора Ивану Толпыгину.
Фото: «Первый отдел»
После провокаций сотрудников ФСБ или людей, связанных со спецслужбами, возбуждаются десятки, а, возможно, и сотни уголовных дел о «конфиденциальном сотрудничестве» или «госизмене», уточняет «Первый отдел». Жертвами провокаций также стали 19-летняя Валерия Зотова и Полина Евтушенко, которая сейчас находится в СИЗО.
«Тебе нужен такой президент?»
Арсений Турбин, Орловская область
Статья: ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в террористической организации)
15-летнего школьника Арсения Турбина в июне 2024-го приговорили к 5 годам колонии якобы за участие в легионе «Свобода России». Сейчас он один из самых юных политических заключенных в России. ФСБ считает, что по заданию легиона Турбин раскладывал в почтовые ящики соседей листовки «Тебе нужен такой президент?». Сам подросток отрицает, что вступал в легион, утверждая, что распространял листовки, руководствуясь своими убеждениями.
Дело из-за мема с петухами
Усман Баратов, Московская область
Статья: ч. 2 ст. 282 УК (разжигание ненависти или вражды)
Дело на Усмана Баратова завели по личному распоряжению Бастрыкина в январе 2024-го, которому якобы пожаловались российские военкоры на «оскорбительные высказывания» мужчины. Поводом стал пост Баратова в «Одноклассниках» — новость о росте цен на яйца с подписью «Фиг вам с маслом, а не яйца! Верните петухов с фронта». Прокуратура заключила, что этот пост оскорбил граждан России и участников войны в Украине. Баратов настаивал, что пост опубликовал не он, — его страницу взломали. В августе 2024 года Усмана Баратова приговорили к 4 годам колонии.
Cимвол антивоенного сопротивления, который силовики считают знаменем легиона «Свобода России», признанного в России террористической организацией.