Европа официально запустила одну из самых амбициозных космических программ за последнее десятилетие, подписав контракт на создание многоорбитальной спутниковой сети Iris² — это третий крупный инфраструктурный проект Европы в космосе после навигационной системы Galileo и Copernicus, пишет Financial Times.
Европейская комиссия установила цену программы в €10,6 млрд, 61% этой суммы будет предоставлен властями, а остальную сумму выделит промышленный консорциум SpaceRise, возглавляемый компаниями Eutelsat, Hispasat и SES. Первоначально стоимость проекта оценивалась примерно в €6 млрд. SpaceRise, в которую также входят европейские космические и коммуникационные компании Airbus, Deutsche Telekom, Telespazio и Thales, будет иметь 12-летнюю концессию на проектирование, строительство и эксплуатацию Iris². Французский спутниковый оператор Eutelsat инвестирует в проект 2 млрд евро в качестве крупнейшего частного инвестора.
В рамках проекта на низких и средних околоземных орбитах будет размещено 290 спутников. Сервисы системы начнут предоставляться участникам проекта с 2025 года за счет использования существующих спутниковых мощностей стран — членов ЕС, а полноценная работа инфраструктуры Iris² запланирована на 2030 год.
Бóльшая часть емкости спутников будет предназначена для коммерческих широкополосных услуг, которые спутниковые операторы будут предлагать предприятиям и населению. Но значительная часть будет предназначена для правительственных приложений в сфере безопасности, таких как мониторинг и управление кризисными ситуациями.
Программа поможет космической промышленности Европы адаптироваться к переходу от крупных спутников связи на геостационарной орбите примерно в 36 тысячах км над Землей к мега-группировкам космических аппаратов меньшего размера на низкой околоземной орбите — области космоса высотой до 2 тысяч км.
В сентябре 2023 года бывший премьер-министр Италии Марио Драги отметил, что спутниковая широкополосная служба Starlink Илона Маска, насчитывающая более 6 тысяч космических аппаратов, предоставляющих услуги связи в более чем 100 странах, «подрывает деятельность европейских операторов связи и производителей».
Генеральный директор комиссии по обороне, промышленности и космосу Тимо Песонен заявил, что Европе стратегически важно иметь собственную сеть космической связи для автономии и обороноспособности. Генеральный директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер уверен, что программа будет «способствовать инновациям в европейской космической промышленности, повысит конкурентоспособность Европы и создаст рабочие места».
Что такое Iris²
Никто до конца не понимает, зачем этот IRIS нужен и как он будет воплощаться в реальность, пояснил The Insider космический обозреватель Виталий Егоров, однако система действительно сможет создать конкуренцию Маску.
«Все видят Starlink и OneWeb, и все понимают, что нужно подобное. По крайней мере в Европе понимают, в Китае что-то похожее делают, «Роскосмос» предлагает «Сферу». Как и с «Роскосмосом», в Европе предлагают затолкать в этот IRIS вообще все, что только можно — и дистанционное зондирование, и передачу данных, и военные функции. Все в одну группировку. По факту, российская «Сфера» — это не какая-то конкретная группировка, а просто программа обновления спутниковой группировки страны. Возможно, что у Европы получится то же самое.
Это будет программа обновления и перезапуска всей европейской промышленности, которая связана и со строением спутников, и со строением ракет. Сейчас у новой европейской ракеты «Ариан-6» большие проблемы — у нее нет заказов, и она неконкурентоспособна. И вот как раз создание этой спутниковой группировки способно поддержать и стимулировать. Применение этой ракеты даст ей стабильный государственный заказ на долгие годы вперед. В случае со строителями спутников в Европе получается то же самое — эта система даст работу для производителей и даст им возможность перестроиться на новый режим, который показал теперь Илон Маск со своим Starlink.
Это переход уже от штучного производства космических аппаратов к серийному производству, как сделал Форд, когда перешел от мануфактуры к конвейеру и серийному производству. С этим справился только Илон Маск и OneWeb, и это уже европейский вклад, потому что этим занимался еще Airbus. В этом смысле IRIS сможет стать европейским Starlink не только в том смысле, что он будет предоставлять интернет, особенно массой для конечного пользователя, а станет большой программой чтобы перестроить все производство на новый технологический уклад. В дальнейшем европейцы надеются на то, что модернизированное производство приведет к повышению конкурентоспособности спутникостроения и ракетостроения, и даст новое дыхание для европейской космонавтики, с чем у них сейчас большая проблема в связи с конкурентным давлением со стороны Space X».