На прошлой неделе премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что рассматривает возможность посетить российскую столицу на 80-летие победы во Второй мировой войне в Европе. Он также сказал в интервью на телеканале «Россия-1», что киевский план по установлению мира больше не жизнеспособен.
Аналитик Словацкого общества внешней политики Александр Дулеба отметил в разговоре с The Insider, что премьер-министр Словакии намеренно занимает пророссийскую позицию, чтобы удержать праворадикальных избирателей. Однако в целом популярность Фицо заметно падает из-за того, что он не в состоянии разобраться с экономической ситуацией в стране, отмечает эксперт:
«План Фицо поехать праздновать победу 9 мая на Красной площади — не самое важное в его интервью. Важно то, что он дал интервью Скабеевой, которая находится в санкционном списке ЕС вместе с каналом „Россия-1“. То, что он говорит по поводу войны, — это его внутренняя политика, потому что он теряет позиции и поддержку праворадикальных избирателей, которая, согласно последним исследованиям, уже снизилась на 5%. Фицо в целом безразличны внешняя политика и чужое мнение, ему надо только удержать своего избирателя.
Ему необходимо принимать очень непопулярные меры из-за консолидации государственных финансов — повышаются налоги, отменяется индексация зарплат в публичной сфере, забирают деньги через перераспределение налогового дефицита.
Растет недовольство, и последствия будут понятны только в следующем году, когда начнут действовать все эти непопулярные меры, которые надо было принимать, потому что государственный долг Словакии приблизился к критическому состоянию, за которым может последовать греческий сценарий.
Проблема в том, что словацкий национализм и правые радикальные партии выступают за Путина. У нас где-то 20% избирателей имеют антисистемный настрой и хотят диктатуру. Им надоела „демократия“, а словацкий национализм традиционно пророссийский. Еще 47% — это те, кто никогда не будут избирать Фицо, они за демократию. И еще есть 30% людей, которые колеблются и принимают решения на основе эмоций.
Украине при этом важно, чтобы продолжался процесс евроинтеграции. В отличие от Орбана, Фицо не создал ни одной проблемы при ключевых решениях на уровне Европейского союза с точки зрения выделения помощи Украине. Фицо ни слова не сказал против выделения 50 млрд евро. Он даже говорил, что поддерживает интеграцию Украины. По поводу санкций против России он сказал, что единственная красная линия — это ядерное топливо, потому что в Словакии есть несколько старых реакторов, где используется российское топливо.
Проблема Фицо в том, что он думает, что может всех обвести. Он кричит Скабеевой на „России-1“, какой он миротворец. Он думает, Путин не знает о том, что Словакия производит пятую часть снарядов, используемых против России?
Фицо выиграл выборы в октябре 2023 года, и уже давно надо было принимать меры по сбалансированию бюджета, чтобы избежать греческого пути. Правительство Хегера слишком щедро помогало и его компаниям, и населению Словакии, что сказалось на росте внешней задолженности Словакии. Первый год его интересовали изменение криминального кодекса и ликвидация Специальной прокуратуры — ему надо было своих друзей отмазать от суда и тюрьмы. И вот пришло время заниматься консолидацией, а это очень непопулярные меры, потому что повышается налог на добавленную стоимость. Заморожена индексация зарплат в государственной сфере, например у врачей и учителей. Настроения против правительства растут в связи с этой консолидацией, и он делает выбор в сторону путинизма. Он должен бороться с этими словацкими ультранационалистами, чтобы просто попасть в правительство».