Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD101.61
  • EUR105.25
  • OIL73.57
Поддержите нас English
  • 472
Новости

Британия ввела санкции против работающих в Арктике судов «теневого флота» России. Они не помешают России и дальше торговать нефтью — эксперт

ПРГУ «Маршал Василевский»

Великобритания расширила санкции против «теневого флота» России. Под новый пакет санкций попали 18 танкеров для перевозки сырой нефти, три танкера для перевозки сжиженного газа, единственная в России плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» и компания «Русгазодобыча».

«Великобритания возглавляет борьбу с попытками Путина сохранить свои энергетические доходы, а его “теневой флот“ ставит под угрозу береговые линии по всей Европе и миру, — заявил министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми. — Я поставил перед собой личную задачу сдерживать Кремль, замыкая сеть вокруг Путина и его мафиозного государства, используя все имеющиеся в моем распоряжении инструменты».

Эффективность санкций пока сомнительна

По данным британских властей, попавшие под санкции суда помогли России заработать на продаже топлива $4,9 млрд за минувший год. Однако и эти санкции вряд ли будут эффективны, пояснил The Insider экономист Владислав Иноземцев.

«Под санкциями сейчас находится, с учетом последнего расширения, примерно 60 судов из общего количества в несколько сотен. Некоторые говорят, что “теневой флот“ составляет порядка 1000 танкеров. Может быть, это слишком завышенные оценки, но в любом случае их много сотен штук. И из них буквально несколько десятков находится под санкциями. Но это, конечно, отпугивает потребителей. И, естественно, в многие порты эти суда зайти не могут — в европейские и американские, естественно. Но иногда и многие порты в Индии, в Китае отказываются принимать такие корабли.
Пока неясен сам механизм [работы санкций], так как еще не было случаев, когда вся портовая компания попала бы в санкционный список за то, что порт принял и разгрузил подсанкционное судно. То есть западные страны еще не решились вносить в санкционные списки, допустим, Мумбай или Шанхай, куда эти суда приходят. После внесения на какое-то время эти корабли выпадают из процессов, однако вскоре, видимо, происходят какие-то дополнительные договоренности, и всё равно они начинают по-прежнему использоваться.
В этот период затишья они просто перевозят нефть до каких-то пунктов в океане, где идет варварская и очень опасная с точки зрения экологии перегрузка — перекачка нефти в открытом море с одного танкера на другой. А дальше ее уже чистое судно не под санкциями доставляет в порты Индии, Китая, Таиланда и т.д. То есть, в принципе, пока я бы не сказал, что санкции против кораблей вызвали какое-то серьезное влияние на российские поставки.
Почему в санкционные списки вносят мало кораблей — потому что эти санкции в целом такая полулегальная мера, серьезного основания для внесения в списки нет. Это просто суда, которые закупила и эксплуатирует Россия, она может купить на вторичном рынке любые корабли, загрузить их нефтью, отвезти куда хочет. Они неновые, далеко не всегда соответствуют экологическим требованиям. Это, в общем, такие изношенные корабли, танкеры. Но, собственно, морское право не запрещает их эксплуатировать. И по большому счету в данном случае для того, чтобы вводить против них санкции, западные страны чаще всего обнаруживают какие-то зацепки.
Как правило, основанием для этих санкций являются какие-то нарушения либо перестраховки, морские реестры, какие-то другие варианты связи данного судна с западными юрисдикциями. Потому что очень многие туда ходили раньше под флагами офшорных морских держав. Соответственно, и при покупке, и при переоформлении далеко не всегда всё было сделано как бы по-человечески».

Обходить санкции помогают партнеры

Также часть «теневого флота» России отдана под управление компаний из других стран. Для этого используется сеть подставных компаний, простирающаяся от Дубая до Китая. Таким же образом, например, транспортируется газ с завода «Арктик СПГ 2», против которого США ввели санкции в прошлом году.

Например, как сообщает Bloomberg, одна из таких компаний зарегистрирована в ОАЭ. 18 октября стало известно, что недавно созданная в Дубае компания взяла на себя управление тремя танкерами для перевозки сжиженного природного газа. В сентябре 2024 года корабли «Великий Новгород», «Псков» и «Лаперуз», ранее находившиеся под управлением России, были переданы в управление компании Matias Ship Management.

Юридический адрес Matias Ship Management — офисное помещение в отеле Meydan, расположенное в том же месте, что и другая дубайская фирма — Nur Global Shipping, которую подозревают в помощи России в сборе судов «теневого флота». Отель расположен в зоне свободной торговли, которая ранее подвергалась критике со стороны США и некоторых местных чиновников за отсутствие прозрачности.

«Теневой флот» России разливает нефть по Мировому океану

По словам Иноземцева, главная претензия к этому «теневому флоту» состоит в том, что суда застрахованы либо российскими страховыми компаниями, либо абсолютно неизвестными на рынке фирмами. Однако формально страховка есть, и серьезные претензии с последствиями могут возникнуть в случае катастроф, после которых эти страховые откажутся платить компенсации. Пока что таких катастроф не было, говорит эксперт. Однако уже сейчас специалисты бьют тревогу — российский «теневой флот» виновен в масштабном розливе нефти в Мировом океане.

Первый известный инцидент произошел у берегов Шотландии в марте 2024 года. Нефтяное пятно, вероятно, оставленное танкером Innova, направлявшимся из России в Индию, было зафиксировано на спутниковых снимках. По данным издания Politico, пятно растянулось на 23 километра, но британские власти тогда, как утверждается, не приняли никаких мер.

След от сброса танкера российского «теневого флота» Aruna Gulcay, который шел под флагом Маршалловых Островов, февраль 2024 года
След от сброса танкера российского «теневого флота» Aruna Gulcay, который шел под флагом Маршалловых Островов, февраль 2024 года
Politico

Второй случай произошел в феврале у берегов Италии. Танкер Aruna Gulcay, который шел под флагом Маршалловых Островов, предположительно, оставил пятно длиной 47 километров. Итальянская береговая охрана не осмотрела судно, а после контакта с властями Маршалловых Островов танкер сменил название и владельца. Судно под флагом Маршалловых Островов перевозило балласт — морскую воду — из итальянского порта Равенна в южный российский порт Новороссийск. 18 февраля судно произвело сброс, что зафиксировали спутники. Однако морская вода на спутниках видна не была бы.

Организация SkyTruth, сославшись на спутниковые снимки, заявила о 9 случаях разливов нефти, вызванных танкерами «теневого флота» России. Аналитики считают, что в действительности таких случаев больше, но отслеживать движение таких судов крайне сложно.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari