Российская элита тратит на обеление своей репутации десятки миллионов рублей. Как выяснило расследовательское издание «Проект», ключевые игроки этого бизнеса — сын пресс-секретаря Сергея Шойгу, друг Дмитрия Пескова и компания Group IB.
Речь идет о пиар-услугах по созданию «цифрового профиля». За деньги можно заказать удаление нежелательных публикаций с компроматных сайтов, из Telegram-каналов и соцсетей, делать правки в Википедии, удалить негатив из поисковой выдачи «Яндекса» и Google или, наоборот, продвигать в топ поисковиков положительные или нейтральные публикации.
По данным «Проекта», одним важных игроков рынка создания «цифровых профилей» стал пиар-холдинг, основанный в том числе Сергеем Колушевым, другом пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, и Федором Щербаковым, сыном бывшего пресс-секретаря Шойгу Марины Рыклиной. Один из источников «Проекта» утверждает, что у холдинга много клиентов среди чиновников и бизнесменов, потому что их направляет к Щербакову Песков.
Как пишет «Проект», еще один игрок на рынке пиара, специализирующийся на работе с высокопоставленными клиентами, — компания Group IB, причем пиар-компания Щербакова им не конкурент, они работают вместе над чисткой репутации своих клиентов.
Услуга по созданию «цифрового профиля» может стоить от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей за полгода в зависимости от сложности, выяснил «Проект».
При этом общая выручка компаний Щербакова и его партнеров Антона и Ивана Сафоновых, а также Станислава Дейнеко (среди их компаний «ПремьерМедиаИнвест», «ФёстМедиаИнвест», «Федеральный медийный альянс» и другие) за 2022 год составила более 1,6 млрд рублей, свидетельствуют данные «СПАРК». Из них более полумиллиарда рублей поступили от государства.