Исследовательский центр «Сова» опубликовал доклад о публичной деятельности ультраправых групп зимой-весной 2024 года.
Исследователи делают заключение, что к концу осени 2023 года стало очевидно, что кризис ультраправого движения в России завершился и националисты, обновив свои ряды, вновь заняли значимые позиции в политическом ландшафте. В дальнейшем, согласно докладу, их влияние только продолжало расти.
Ультраправые движения разделились на две основные группы: поддерживающие действующую власть и оппозиционные. Первые активно участвуют в политической жизни, поддерживая кремлевскую повестку, включая войну в Украине. Оппозиционные националисты критикуют власть, выступая за радикальные изменения.
«Прокремлевские»
В число провластных или хотя бы нейтральных по отношению к власти входят ресурсы телеканала «Царьград», Telegram-канал «Многонационал», организации «Русская община» (РО), «Северный человек», ресурсы Владислава Позднякова, движение «Зов народа» и другие. Авторы доклада, говоря об основной деятельности активистов, отмечают:
«И в случае с борьбой с «пятой колонной», и в вопросах морального консерватизма провластные националисты чаще играют второстепенные роли, подбирая остатки того, с чем не успели справиться правоохранительная система (например, массовые рейды по гей-клубам полиция проводила еще в декабре) и пропагандисты. Но в основной своей теме – антимигрантской, они исполняют главные партии».
«Оппозиционные»
Среди (в том числе условно) оппозиционных националистов, которых упоминает «Сова», перечислены Русская народная партия (РНП), журналист и бывший автор «Спутника и Погрома» Свят Павлов, канал «Общества.Будущее» Романа Юнемана и некоторые другие с такой оговоркой:
«Националисты-оппозиционеры постепенно наращивают социальную базу, хоть и в существенно меньшем масштабе, чем провластный фланг, что хорошо видно по количеству подписчиков на их Telegram-каналы в целом и изменениям в численности за последние полгода в частности.<...> Здесь хорошо видно, что количество подписчиков у провластного фланга, имеющего куда больше ресурсов для раскрутки, в десятки раз больше, но в рост идут каналы и тех, и других».
Отношение к войне
В докладе говорится, что с началом войны в Украине ультраправые группы активизировались, поддерживая военные действия и участвуя в добровольческих формированиях. Они также используют тему конфликта для привлечения новых сторонников, пропагандируя националистические идеи через социальные сети и митинги. Власти при этом предпринимают меры по противодействию ультраправой активности, включая аресты лидеров и запрет организаций, а также стараясь контролировать то, что они считают экстремистским контентом в интернете.
В то же время отмечаются случаи и «мелкого антивоенного активизма», однако авторы доклада делают вывод, что их значение невелико:
«С учетом того, что антивоенная активность в стране фактически заблокирована правоохранительными органами, националистам – противникам СВО приходилось, как и ранее, ограничиваться в основном публикацией негативных постов о спецоперации. Лишь в редких случаях можно было видеть примеры мелкого антивоенного активизма вроде акции «Нацдема» «Хватит» или перехода к противоправным действиям, таким как порезы шин автомобилей с Z-символикой. Однако ни в том, ни в другом националисты не находятся в первых рядах, проигрывая либералам в массовости антивоенного активизма, а другим проукраинским группам – в антивоенных диверсиях».
Отмечается, что в отчетный период наблюдался рост ксенофобных нападений, особенно со стороны автономных групп, действующих независимо от крупных организаций. В числе пострадавших – мигранты и представители национальных меньшинств. Эти атаки часто сопровождаются пропагандой ненависти в интернете.
По прогнозам Центра «Сова», ультраправое движение продолжит набирать силу в ближайшие годы. Возможные сценарии включают усиление влияния националистов на российскую политическую арену и рост внутренней напряженности.
Ранее The Insider писал, что после теракта в «Крокус Сити» в России фиксировался всплеск национализма и ксенофобии, прежде всего в отношении мигрантов из Таджикистана. В чатах крупнейших националистических группировок публиковались прямые призывы к расправе. Российские же власти на словах выступали против обострения межнациональных отношений, но на деле потакали разгулу ультраправых, чья поддержка нужна власти после полномасштабного вторжения в Украину.
В качестве главной задачи видит «демонтаж олигархически-коррупционной системы» но, как и прокремлевские организации националистов, в своей повседневной деятельности борется с «пятой колонной», отстаивает консервативную повестку, и вовлекается в антимигрантскую тематику.
Для сравнения, данные по каналам провластного фланга: у Позднякова - прирост с 450 тысяч подписчиков в декабре до 588 тысяч к концу весны; у «Русской общины» – со 174 до 392 тысяч; у «Многонационала» – с 206 до 280 тысяч; у «Северного человека» – с 89 до 119 тысяч.
Данные оппозиционных каналов: у канала журналиста и бывшего автора «Спутника и Погрома» Свята Павлова - прирост с 20,8 до 24 тысяч; у Ивана Отраковского – с 14 до 20,2 тысяч; у Дмитрия Бастракова – с 4,8 до 6,8 тысяч; у канала «Общества.Будущее» Романа Юнемана – с 3 до 4,7 тысяч; у Русского имперского движения (РИД) – с 2,9 до 3,7 тысяч, и т.д.
Канал открыто выступил против войны в Украине, организовав в феврале акцию «Хватит», направленную против военных действий. Тогда более чем 15 городах страны появились антивоенные граффити и стикеры, что, вероятно, стало одним из самых массовых выступлений против войны за последнее время.