На рассмотрение Госдумы внесли законопроект, запрещающий размещение рекламы на сайтах организаций, признанных в России «нежелательными» или «экстремистскими», а также на всех заблокированных ресурсах. Проект документа, предусматривающего внесение изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе», опубликован на сайте нижней палаты парламента.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, введение новых запретов необходимо, поскольку владельцы запрещенных в России сайтов продолжают зарабатывать на рекламе, рассчитанной на российскую аудиторию, хотя живут, как правило, за границей и «осуществляют провокационную деятельность и недоброжелательные действия в отношении интересов Российской Федерации».
«Так, например, некоторые российские пользователи посредством применения технологий обхода ограничения доступа в сети интернет продолжают использовать информационные ресурсы Instagram и Facebook, что создает для владельцев таких противоправных информационных ресурсов возможность получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50 до 90%.
Получение дохода от рекламы владельцами противоправных информационных ресурсов позволяет им создавать новый контент, включая запрещенную информацию, и поддерживать интерес пользователей к своим ресурсам».
Как рассказал в беседе с The Insider юрист Григорий Машанов, после принятия такого закона крупные компании откажутся от размещения рекламы на запрещенных сайтах.
«По закону больше нельзя будет закупать и размещать рекламу на запрещенных сайтах, в том числе в заблокированных соцсетях. Контроль будет осуществляться через систему маркировки рекламы. Есть те, кто размещает рекламу без маркировки, нелегально, но крупные компании вряд ли будут таким заниматься. Будут ли <власти> бегать за мелким бизнесом? Сомневаюась, ресурсов не хватит за всеми следить. Кроме того, надо еще доказать, что это именно реклама, возможны разные форматы».
Законопроект внесен группой депутатов от разных фракций и сенаторов, в числе которых Александр Хинштейн, Андрей Луговой, Андрей Клишас.
Ранее в России был принят закон, запрещающий размещение рекламы на ресурсах «иностранных агентов». Госдума приняла документ в феврале, в марте его подписал Владимир Путин.